Событийная инфраструктура: строим, модернизируем, инвестируем?

Сагид Заремуков, член Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, директор Ассоциации «Национальное конгресс-бюро»:

 

- Событийная инфраструктура характеризует возможность города принимать и проводить деловые мероприятия различных форматов. Строительство новой современной событийной (конгрессной и гостиничной) инфраструктуры не только привлекает в соответствующие регионы крупные инвестиции, но и является стимулом развития событийной индустрии, делового туризма, что, в свою очередь, влечёт укрепление региональной и национальной экономики. Также речь может идти о кластерном развитии территорий.

В Рейтинге событийного потенциала российских регионов, который ежегодно разрабатывается Выставочным научно-исследовательским центром (ВНИЦ) R&C, первая группа критериев характеризует состояние событийной инфраструктуры региона. В данном блоке рассматриваются площадки для проведения мероприятий (специализированные выставочно-конгрессные комплексы) – их наличие как таковых, а также наличие мероприятий по модернизации, проведенных в отчетном году, конгресс-отели с залами вместимостью от 100 человек, отели и гостиницы международного уровня (сетевые отели), а также общий объем номерного фонда средств размещения в регионе.

По итогам 2022 года результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что по многим показателям отрасль смогла избежать отрицательной динамики. Отраслевая инфраструктура сохранилась практически в полном объеме, номерной фонд гостиниц, несмотря на уход международных операторов и заморозку ряда проектов, сократил темпы роста почти втрое от прогнозируемых показателей, но удержал положительные результаты.

Так как же обстоят дела с инфраструктурой? Для ответа на этот вопрос можно обратиться к результатам ещё двух исследований по данной теме.

На запрос Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о состоянии конгрессно-выставочной инфраструктуры в регионах, в т.ч. наличии центров, способных принять крупные ротируемые выставочные и конгрессные мероприятия, всего откликнулись 53 региона (60%) из 89 субъектов РФ.

Средняя загрузка выставочных залов составляет 52%. Есть площадки как с нулевой загрузкой в случае, если выставочные мероприятия не соответствуют их специализации, так и со 100% загрузкой. Более половины конгрессно-выставочных площадок (55%) имеют загрузку 50% и более, соответственно 45% площадок имеют низкую загрузку выставочных площадей. Несмотря на низкую загрузку некоторых неспециализированных КВЦ (например, в Тюменской области), субъект региона, наоборот, заявляет о необходимости строительства специализированной площадки, что могло бы способствовать увеличению количества экспонентов и участников.

Средняя загрузка конгрессных залов составляет 56%. Более половины конгрессно-выставочных площадок (61%) имеют загрузку 50% и более процентов. Высокая загрузка неспециализированных площадей скорее связана с проведением неделовых мероприятий (фестивалей, концертов и др.)

Основная доля выставочных и конгрессных площадей приходится на специализированные площадки. Неспециализированные площадки часто загружены мероприятиями других форматов или их оснащение не позволяет проводить мероприятия с большим количеством делегатов и участников.

Развитие специализированной инфраструктуры является наиболее затратным мероприятием, поэтому не удивительно, что в период экономического спада был сдан только один новый проект. В Перми был завершен проект строительства выставочного комплекса в бывшем торговом центре «Карусель». Закрытая выставочная площадь комплекса составляет 4211 кв.м. В августе 2022 года комплекс принял первые выставки.

В то же самое время в Санкт-Петербурге была окончательно закрыта площадка старейшего выставочного комплекса города – Ленэкспо. На ее месте будет построен многофункциональный комплекс «Морская резиденция».

По-прежнему актуальными остаются проекты модернизации выставочных площадок. Во многих регионах существующая инфраструктура не справляется с решением актуальных отраслевых задач и характеризуется высоким уровнем износа, что является существенным недостатком в борьбе за привлечение крупных мероприятий в регионы. В числе значимых инфраструктурных проектов 2022 года можно отметить два проекта модернизации: в Екатеринбурге завершились основные работы по модернизации КЦ «Урал», рассчитанные на трехлетний период 2020-2022гг, что позволило отнести данную площадку к числу специализированных, а в Крыму – модернизация двух терминалов аэропорта Симферополя. Совокупная площадь помещений Симферопольского комплекса превышает 20 тысяч квадратных метров, что делает их самыми крупными экспозиционно-выставочными павильонами в Крыму. Первые выставки в модернизированном комплексе были проведены в апреле 2022 года.

В сегменте конгресс-отелей с конференц-залами, вместимостью не менее 100 человек, насчитывается около 800 объектов. 19% всех объектов расположены в Московской агломерации. 10% конгресс-отелей расположены в Краснодарском крае, еще около 8% - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На втором месте в рейтинге – республика Крым и г. Севастополь (7,7%), далее Санкт-Петербург и Ленинградская область (6%), Ставропольский край, Приморский край и республика Татарстан.

Буквально в этом месяце ВНИЦ R&C опубликовал итоги исследования «Региональный срез событийной индустрии России: итоги 2022 года», которое рассматривает восстановление выставочного сегмента отрасли по сравнению к 2019 году. В качестве индикатора используются результаты деятельности крупнейших специализированных площадок отрасли.

Во-первых, деятельность площадок наиболее объективно показывает тенденции развития выставочного сегмента, а во-вторых, площадка – это место проведения выставочных и ярмарочных мероприятий, и все организационные и финансовые вопросы, которые с этим связаны, находят отражение в результатах их деятельности.

В результате в выборку попали 43 юридических лица из базы ВНИЦ R&C, которым соответствуют 35 площадок. Распределение количества площадок в 2022 г. по регионам составило: Москва и МО – 17%, топ-10 регионов – 40%, другие регионы – 43%.

Выручка рассматриваемых комплексов в 2022 году составила почти 60 млрд руб. По сравнению с 2021 годом объем выручки увеличился на 10% и относительно 2019 года восстановился на 93%. Основная доля выручки приходится на Москву, при меньшем количестве площадок.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основная доля площадок находится в стране до Урала и встает вопрос о развитии инфраструктуры на Востоке страны. В то же время можно говорить о наличии конкуренции между регионами за деловых туристов так же, как за индивидуальных, при которой организаторы мероприятий ищут новые локации внутри страны.

Актуальными остаются проекты модернизации выставочных площадок, поскольку существующая инфраструктура не справляется с решением актуальных отраслевых задач и характеризуется высоким уровнем износа, что является существенным недостатком в борьбе за привлечение крупных мероприятий в регионы. Но при принятии решения о строительстве или модернизации инфраструктуры особую важность приобретает проведение маркетинговых исследований потребностей и ёмкости рынка, конкурентной среды и перспективных форматов мероприятий. Необходимо учитывать связь площадки с регионом – его потребности и возможности, работу с государством в части инвестиций, интеграцию площадки в туристическую инфраструктуру.

При активном взаимодействии власти и бизнеса создание новой событийной инфраструктуры или модернизация имеющейся может стать перспективными инвестиционными проектами, которые в т.ч. включают определенные меры поддержки для инвесторов. А с учетом развития территорий может рассматриваться создание событийных кластеров - мультиформатных, концертно-событийных площадок, для которых рекомендуется использовать инновационные технологические решения, которые позволят привлекать дополнительных гостей и оставаться актуальными в последующие годы.