Промышленность и реальное производство являются ядром всей экономики и в значительной степени определяют общий уровень технического и экономического развития страны. Об этом сообщил вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Максим Фатеев.
Сегодня главными целями цифровой трансформации легкой промышленности в России является улучшение эффективности производства, повышение качества продукции, снижение затрат и увеличение конкурентоспособности отечественных предприятий. В настоящее время легкая промышленность имеет огромный потенциал, обладая которым данная отрасль в течение короткого отрезка времени (5-8 лет) может стать одним из стратегических направлений развития экономики нашей страны.
С уходом существующих иностранных поставщиков в 2022 году наблюдался рост компаний в отрасли. Так, на текущий момент, российская легкая промышленность насчитывает более 20 тысяч предприятий и более 2 тысяч российских брендов. По данным Минпромторга России, за 2022 год легкая промышленность обеспечивает около 1% ВВП России.
Несмотря на положительную динамику развития, перед отраслью крайне остро стоит вопрос о важности развития собственного производства. Имеются и другие проблемы.
1. Зависимость от импорта и нарушение логистических цепочек, ограничения в платежных механизмах. Ни для кого не секрет, что отечественные ткани в основном производятся из импортного сырья. До 95% материалов, используемых на производстве, импортируются. А расчеты с поставщиками осуществляются в долларах и евро, которые стали существенно ограничены, что в свою очередь вызывает необходимость пользоваться иными валютами во время расчета.
Также в связи с закрытием ряда логистических цепочек на фоне массового ухода иностранных брендов остановился или усложнился импорт технологического оборудования, запчастей и материалов, необходимых для производства.
2. Финансовые ограничения. Реализация цифровой трансформации легкой промышленности требует значительных инвестиций в закупку и внедрение новых ИТ-технологий. Решения на базе ИИ может себе позволить в основном только крупный бизнес. Для многих предприятий, особенно для малого и среднего бизнеса, эти затраты могут быть слишком высоки, что ограничивает их возможности по внедрению новых цифровых решений.
3. Меры поддержки. В текущих реалиях финансовая поддержка в виде субсидирования процентных ставок для легкой промышленности недостаточна. Размер предприятий с продукцией для потребительского сектора в большинстве своем – малые. Крупные предприятия работают по государственному оборонному заказу, поэтому малому бизнесу не доступны все меры поддержки.
4. Нехватка квалифицированных кадров. В отрасли наблюдается дефицит специалистов, обладающих достаточными навыками работы с цифровыми технологиями, что в свою очередь ограничивает возможность внедрения и использования новых ИТ-решений и цифровых инструментов для оптимизации производства и управления бизнесом. Одновременно с этим привлечение трудовых мигрантов без должного уровня квалификации не решает проблему нехватки кадров.
5. Нелегальный импорт. Более 40% россиян выбирает контрафактную продукцию из-за низкой цены. Нелегально ввезенный товар избавлен от налогов, а потому привлекателен для конечного потребителя. С уходом зарубежных брендов с российского рынка освободились ниши для отечественного производителя, что может позволить нарастить объемы производства и снизить себестоимость продукции.
6. Безопасность данных. Цифровые технологии могут иметь высокий уровень уязвимости к кибератакам и несанкционированному доступу к данным предприятий. Безопасность данных и кибербезопасность являются серьезными проблемами, которые требуют решения для успешной цифровой трансформации в легкой промышленности. Также нельзя не отметить тот факт, что на текущий момент отечественные разработчики предлагают решения, но бизнес о них практически ничего не знает.
Безусловно, вышеперечисленные проблемы требуют комплексного подхода и внедрения соответствующих мер, чтобы обеспечить успешную цифровую трансформацию легкой промышленности в России.
Необходимо развивать инфраструктуру технологий, создавать стимулы со стороны государства, расширять производство с применением мер поддержки, оптимизировать затраты за счет автоматизации и цифровизации, расширять ассортимент с применением новых технологий, осваивать новые ниши, обучать персонал новым «цифровым» навыкам и компетенциям, обеспечивать высокий уровень кибербезопасности.
Помимо этого целесообразно рассмотреть вопрос формирования новых цепочек поставок импортного сырья, компонентов и готовой продукции.
Также наши эксперты видят необходимость в развитии практики обмена информацией и опытом внедрения цифровых решений между участниками отрасли.