Алексей Вялкин, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральный директор АО «Экспоцентр».
В июле 2023 года в Координационном центре правительства России состоялось заседание попечительского совета общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» (ВОИР). Участники заседания обсудили развитие науки, технологий, изобретательства и рационализаторства. Как подчеркнул председатель попечительского совета ВОИР, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, вопрос привлечения талантливой молодежи в исследовательскую и изобретательскую сферу крайне важен и является одной из задач Десятилетия науки и технологий. По его словам, для развития студенческих стартапов и технологических проектов в 2023 году правительством России выделено 1,5 млрд рублей. Это говорит о том, что помимо популяризации технологического предпринимательства, государство делает конкретные шаги по его поддержке.
В свете существующих тенденций и целей, поставленных в рамках Десятилетия науки и технологий, мы видим значительную пользу и потенциал в расширении сотрудничества с молодыми специалистами и стартапами. Выставки открывают перед ними безграничные возможности для демонстрации своих идей, поиска инвесторов и развития бизнес-проектов.
Создание специальных зон на отраслевых выставках стало важным трендом в работе с молодыми специалистами и стартапами. Здесь начинающие предприниматели могут привлечь к своим инновационным проектам внимание широкой аудитории. У них появляется возможность встретиться и общаться с потенциальными клиентами, инвесторами и партнерами, чтобы вживую демонстрировать им свои продукты и услуги.
Одним из ключевых преимуществ стартап-зон на выставках является их доступность для участников. Большинство организаторов мероприятий осознают важность поддержки молодых компаний и стараются снизить финансовые барьеры для их участия. Поэтому, стартап-зоны часто предоставляются бесплатно или на льготных условиях.
Важно отметить, что такие площадки представляют собой не только место для демонстрации продуктов, но они также могут включать специальные мероприятия, такие как панельные дискуссии, мастер-классы и питч-сессии, которые способствуют обучению и обмену идеями между участниками. Создание молодежных зон на отраслевых выставках – это взаимовыгодное решение. Для молодых предпринимателей и стартапов – шанс представить себя и получить ценную обратную связь, а для организаторов выставок – способ привлечь молодое поколение, стимулировать инновации и сделать мероприятия динамичными и разнообразными.
Опыт презентации стартапов был успешно опробован компанией «Экспоцентр» на нескольких выставках. Первым проектом стал Startup ChemZone на выставке «Химия-2017», в рамках которой малые инновационные предприятия представили перспективные разработки от прототипов до готовой продукции. В 2021 году на выставке «Металлообработка» с коллегами из Сколково мы сделали стартап-зону, где свои разработки представляли компании в области аддитивных технологий. Тогда же в рамках выставки «Реклама» успешно стартовал совместный пилотный проект компании «Экспоцентр» и ВШЭ «Стартап с нуля». В 2022 году на «Российской промышленной неделе» стартап-зона формировалась при поддержке Сколковского института науки и технологий (Сколтех), а также Министерства промышленности и торговли России, отраслевых союзов.
Это не только помогает молодым компаниям и стартапам сохранить свои ресурсы и сосредоточиться на развитии своего бизнеса, но также способствует разнообразию и инновациям на выставках, привлекая новых участников и посетителей. Кроме того, помимо демонстрации своей продукции, начинающие предприниматели могут почерпнуть много полезного на мероприятиях деловой программы выставки. Для них это становится своего рода менторством, которое предполагает сотрудничество с опытными профессионалами или успешными представителями бизнеса, делящимися своими знаниями, опытом и контактами. Наставники помогают молодым специалистам и стартапам понять отраслевые тренды, разработать стратегии развития, найти инвесторов или клиентов и научить, как преодолевать различные проблемы и препятствия. Это помогает участникам получить ценные знания и навыки, которые могут помочь им в развитии проектов.
Отдельным пунктом выделю проведение питч-сессий, которые становятся все более популярным элементом отраслевых выставок. Это эффективный способ для молодых предпринимателей и стартапов презентовать свои идеи перед широкой аудиторией, включая потенциальных инвесторов, партнеров и клиентов. Питч-сессии обычно предполагают короткую, но убедительную презентацию проекта или бизнес-идеи. Это требует от участников не только четко выраженной концепции, но и навыков публичных выступлений и переговоров. Что также служит отличной возможностью для получения обратной связи от экспертов и зрителей.
Никому, наверное, не нужно доказывать важность конкурсов, проходящих на отраслевых выставках. Для молодых предпринимателей участие в конкурсе становится важным этапом продвижения своей продукции. А для организаторов выставки – это способ не только выделить и поощрить наиболее инновационные идеи, но и создать динамичное и захватывающее событие, которое привлекает внимание посетителей.
Победители конкурсов получают награды, которые дают им возможности для дальнейшего развития. Участника конкурса замечают и эксперты, и зрители. А это дает возможность наладить связи с другими предпринимателями, инвесторами и потенциальными партнерами.
В качестве примера хочу привести конкурс, который проходит в рамках Междисциплинарного форума «Медицина молодая», организуемого компанией «Экспоцентр» совместно с Международным фондом развития биомедицинских технологий им. В.П. Филатова. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов и вошел в программу Десятилетия науки и технологий в инициативу «Проектирование будущего».
Лауреаты конкурса – молодые ученые-медики приедут на награждение в Центральный выставочный комплекс «Экспоцентр» во время Международного научно-практического форума «Российская неделя здравоохранения». Время и место выбрано неслучайно. Проведение форума «Медицина молодая» в одни сроки с «Российской неделей здравоохранения» позволяет не только эффективно обсудить основные вопросы государственной политики, инвестиционного развития, кадрового потенциала, но и представить заинтересованному профессиональному сообществу разработки талантливых молодых ученых. В 2023 году совместно с крупнейшими корпорациями и компаниями – Ростех, Росатом, Сколково, Алмаз-Антей, АМИКО, «Электрон» и другими лидерами отрасли – на площадке «Экспоцентра» во время визита победителей конкурса «Медицина молодая» планируется организовать встречи молодых ученых с руководителями этих структур, провести живое обсуждение, установить прямой контакт молодых ученых с инвесторами. Такие мероприятия не только способствуют профессиональному и личному развитию представителей молодежи, но и предоставляют им доступ к сети специалистов и возможность взаимодействовать с потенциальными работодателями и партнерами.
Таким образом, конгрессно-выставочные мероприятия являются ценными площадками для молодежи. Они предоставляют им среду, где можно показать свои инновационные идеи, получить обратную связь от экспертов, установить ценные деловые контакты и привлечь потенциальных инвесторов. Участие молодежи в деловых мероприятиях имеет огромное значение, именно она привносит современные идеи, темы и свежие взгляды, стимулируя развитие новых технологий и трендов. Энергия молодых людей, динамизм и готовность рисковать обогащают выставки и конгрессы, делая их более яркими, интересными и жизненно важными.
Журнал CongressTime №3(24)2023