Сергей Катырин: «России нужно развивать экспорт образования»

В России действует широкий спектр мер государственной поддержки предпринимательства – от открытия и продвижения бизнеса до экспорта производимой им продукции. Как они помогают предпринимателям справиться с вызовами и трудно ли продвигать интересы российского бизнеса за рубежом в условиях мощной антироссийской кампании? Об этом в интервью «ФедералПресс» на площадке международного экспортного форума «Сделано в России» рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

 

Правительство предпринимает меры для продвижения интересов российского бизнеса на внешних рынках. Достаточны ли они на сегодняшний день?

— Государство создало довольно большой набор инструментов для поддержки экспорта, и большинство из них успешно работает. Это и 80% оплаты доставки грузов в логистике, и прохождение сертификации на зарубежных рынках, и многое другое. Но, конечно, бизнесу хочется, чтобы мер поддержки было больше.

Но я на первое место поставил бы не инструменты и не деньги. Больше всего бизнесу, в том числе экспортерам, нужна стабильность в работе. Это касается, в первую очередь, нормативно-правовой базы – законов, подзаконных актов, решений правительства. Сегодня ты не должен возвращать выручку, завтра должен. Сегодня нет экспортной пошлины на товары, завтра есть. Понятно, что мы живем в непростых условиях, но всем хочется, чтобы были долгосрочные предсказуемые условия для ведения бизнеса. Это важно для инвесторов, для экспортеров, это важно для любого бизнеса.

Я много езжу по российским регионам, встречаюсь с предпринимателями, которые на вопрос о том, что для вас может сделать государство, отвечают: ничего не меняйте, только не мешайте работать. Это очень важный фактор. Что касается инструментария, хочется, чтобы количество средств в нем было как можно больше.

Что еще сегодня важно для развития экспорта?

— С точки зрения нашей работы с экспортерами меня очень сильно беспокоит то, что мы ушли с одних рынков и переходим на другие. Но, учитывая, что вчера мы полностью зависели от Запада, надо сделать так, чтобы завтра мы так же полностью не зависели от какой-то другой страны или региона.

Если мы хотим вдолгую работать на внешних рынках, в том числе с Китаем, Турцией, другими странами, то должны понимать, что не только зарубежные инвестиции должны идти к нам, но мы сами должны инвестировать в международные рынки: африканские, латиноамериканские и другие. Африканские коллеги говорят: да, мы с вами готовы работать, с удовольствием купим ваше зерно, но нужно в нашей стране построить терминал, через который российское зерно будет доставляться не только к нам, но и в соседние государства. Мы должны инвестировать в создание инфраструктуры на зарубежных рынках, чтобы наш экспорт туда шел. Я привел в качестве примера зерно. Но это касается и других товаров. Если мы будем реализовывать за рубежом серьезные инфраструктурные проекты, строить атомные или гидроэлектростанции, железные дороги, это потребует их обслуживания в течение последующих десятилетий. Эта инфраструктура необходима, прежде всего, для нашего экспорта.

Есть и еще одно важнейшее направление, о котором сегодня говорилось на форуме, хоть и вскользь. Это экспорт образования. Чем больше мы встречаем людей, готовых говорить на русском языке, получать российское образование, тем легче нам находить общий язык. У таких людей есть понимание нашего менталитета. Я думаю, что это одно из важнейших направлений, которое вообще-то предопределяет работу по всем остальным направлениям. Это надо развивать и экспортировать.

Кроме того, для нас, для экспортеров, важно развивать более высокие переделы, производить и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью. Нас ждут с такой продукций платежеспособные, необъятные и конкурентные рынки.

Ведь мы заходим на рынки, где давно и активно работают страны Запада. Может ли развитие российской инфраструктуры послужить для нас конкурентным преимуществом?

— Несомненно, у каждого в этом плане есть свои преимущества. Если вы там присутствуете и развиваете инфраструктуру и кадры, вас уже там знают. Когда в рамках БРИКС мы встречались с представителями бизнеса из Южной Африки, практически все в один голос говорили: мы вас знаем по СССР, мы вас ждем, возвращайтесь в Африку. То, что наши предшественники из Советского Союза в свое время вложились в образование, строительство инфраструктуры, они это помнят. Как не забывают и о вкладе других государств. Конечно, это и есть преимущество.

Нет незаполненных рынков. Есть рынки с большей или меньшей степенью конкуренции.

Сейчас важно, чтобы мы снова начали вкладываться. Это неизбежно для развития экспорта.

Ну и репутация откроет новые дороги…

— Конечно, ведь сарафанное радио существует не только в России. Оно есть везде, во всем мире. И если это касается реализации вашей продукции для населения, эта информация моментально распространяется. Нужно лишь приложить для продвижения товаров немного усилий.

Источник: fedpress.ru