Эксперты ТПП проводят исследования по информированию потребителей о качестве продукции, поступающей на российский рынок. Первый объект для исследования – моторные масла
Импортозамещение по-прежнему остается в экономической повестке и приобретает новые акценты. За последний год эта тема стала актуальной не только для отечественных производителей: импортозамещение все чаще рассматривается в контексте эффективной замены «выбывающей» продукции на качественные аналоги из дружественных стран или выстраивание новых цепочек поставок уже привычных брендов.
 

Об экспертном сопровождении этого процесса рассказывает Оксана Полянская, руководитель «Единого окна» АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ (SOEX), член Совета ТПП РФ по развитию системы закупок, эксперт Службы поддержки АИС «Экспертиза и сертификация»:  

- Популярный сегодня механизм параллельного импорта обеспечивает стабильность наполнения рынка нужными товарам и компонентами, но при этом открывает дополнительное поле для игры недобросовестным участникам рынка. Мы, эксперты российской системы ТПП, вовлеченные в борьбу с контрафактной продукцией, видим, что сильно растет проблема с подделками ведущих известных брендов продукции, чье качество всегда было безупречным, а доверие покупателей – безоговорочным.

Сегодня торгово-промышленными палатами и «Союзэкспертизой» реализуются различные специализированные проекты. Так, например, совместно с одним из крупнейших региональных дилеров автохимии и запасных частей для автомобильной и промышленной отраслей мы решили проверить, как параллельный импорт повлиял на рынок автомасел и уровень качества данной продукции.

Перед экспертами SOEX стояла задача: сравнить физико-химические показатели образцов автомасел по ключевым параметрам, влияющим на качество и безопасность данной продукции, и определить, какое автомасло имеет лучшие показатели.

Для исследования были отобраны 7 наиболее распространенных и популярных в России марок автомоторного масла. Контрольная закупка образцов производилась в профильных торговых точках на территории Москвы, Московской и Калужской областей. Был организован комплекс испытаний в независимой сертифицированной лаборатории по физико-химическим показателям, определяющим эффективность качественных параметров по наиболее популярным международным классификациям.

Отмечу, что все масла классифицируются по единым стандартам. И обычно у них выделяют два главных параметра: область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API. Показатель SAE регламентирует, насколько масло «густое» или «жидкое». Большинство масел – «универсальные», то есть пригодные и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W – например, 10W-40. Чем больше цифра — тем масло более густое. Область применения масла классифицируется чаще всего по API (American Petroleum Institute). Наличие различного рода примесей в автомоторном масле, как правило, говорит о неисправности в двигателе. В основном данные показатели характерны для отработанных автомасел.

В нашем исследовании участвовали образцы с высокими качественными характеристиками, произведенные в Японии, Италии, Южной Корее, России. При тестировании проверялась температура застывания, щелочное число, процент испаряемости, значение температуры вспышки, индекс вязкости.

По совокупности результатов испытаний продуктов в классе вязкости SAE 5W-30 получены удовлетворительные результаты с хорошими типичными значениями для всех продуктов этого класса вязкости.

Из всех продуктов данного класса можно выделить моторное масло Takayama Adaptec 5W-30 GF-5 SN, имеющего более высокие показатели среди своих конкурентов по совокупности проведенных испытаний, и моторное масло Kixx G1 5W-30 API SP, ILSAC GF-6, показавшего неплохие результаты, уступающие только лидеру.

Стоит отметить, что все испытуемые образцы показали удовлетворительные результаты по микроэлементному составу.

Вызывает только настороженность значение показателя «температура застывания» у масла Toyota Motor Oil SN 5W-30 SP ILSAC GF-6A – она составила в среднем минус 28,5°С, хотя типичными для этого класса вязкости являются значения на уровне минус 36-37°С.

По совокупности результатов испытаний продуктов в классе вязкости SAE 5W-40 можно выделить моторное масло Mirax MX9 5W-40 A3/B4 API SP, с уверенностью опередившее другие продукты по результатам проведенных испытаний по показателям: щелочное число - температура вспышки и застывания - вязкости CCS и MRV - испаряемость NOACK - сульфатная зола.

На второе место можно поставить масло Kixx G1 5W-40 A3/B4, немного уступающее по совокупности всех показателей маслу Mirax.

Хотелось бы особо отметить большой разброс в показателях качества для разных образцов, что указывает на нестабильное качество продуктов, в маслах: Toyota 5W-40 A3/B4, ZIC X9 5W-40 А3/В4, ZIC X7 5W-40 A3/B4.

Некоторые продукты ZIC X9 5W-40 А3/В4, ZIC X7 5W-40 A3/B4 и Toyota 5W-40 A3/B4 совершенно не соответствуют спецификациям, указанным на потребительской маркировке.

По результатам проведенного исследования можно сказать, что на полках магазинов Москвы, Московской и Калужской областей, в основном, представлены качественные автомоторные масла, позволяющие без риска продолжать использовать официальное работающие в РФ и успешно протестированные марки масел, показавшие в ходе наших испытаний наиболее стабильные результаты.

Подробнее ознакомиться со сравнительным анализом качественных параметров всех исследуемых образцов автомобильных масел можно на сайте АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ  или скачать сравнительный анализ по ссылке).

Мы намерены продолжать аналогичные исследования, направленные на информирование потребителей о качестве продукции, поступающей на российский рынок, и сегодня рассматриваем различные ниши и группы товаров для сравнительного анализа.

Данная работа находит поддержку руководства ТПП РФ и укладывается в концепцию развития экспертной деятельности системы торгово-промышленных палат.

Вице-президент ТПП РФ, председатель Совета АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ Максим Фатеев ставит перед нами задачи по максимально качественному экспертному сопровождению приоритетных отраслей российской экономики и укреплению сотрудничества с профильными партнерскими структурами. Он подчеркивает, что система ТПП намерена расширять взаимодействие с органами власти, институтами развития, госкомпаниями и научно-исследовательскими институтами.

«Считаем важным продолжить развитие сотрудничества с АНО «Российская система качества», в рамках которого «Союзэкспертиза» совместно с торгово-промышленными палатами участвует в программах Роскачества по проведению тестирования образцов при всероссийских испытаниях, а также в инспекционном контроле качества образцов, уже получивших Знак качества», - отмечает Максим Фатеев.

И это, действительно, является для нас приоритетом. 

В 2023 году отмечается юбилей – 100-летие экспертизы ТПП, ведущей свой отсчет от первого Бюро товарных экспертиз, созданного в 1923 году. Президент ТПП РФ Сергей Катырин не раз отмечал, что палата объединяет экспертное и предпринимательское сообщество практически по всем отраслям экономики и во всех регионах страны. Сегодня экспертная система ТПП в РФ включает более 140 экспертных подразделений и организаций, созданных на базе или при торгово-промышленных палатах, представленных в 83 субъектах страны. А также базовую организацию – АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ — крупнейшую в России независимую национальную экспертную организацию, имеющую многолетний опыт работы в области контроля качества, экспертизы, оценки и сертификации товаров и услуг.

Источник: moscow.media