В 2023 году впервые все региональные торгово-промышленные палаты участвовали в процессе верификации Регионального инвестиционного стандарта – единого порядка сопровождения и поддержки инвестиционных проектов в регионах, реализуемого совместными усилиями органов государственной власти и деловых объединений. Об этом рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Дмитрий Курочкин.
В августе текущего года в 84 регионах завершился опрос, посредством которого проводилось подтверждение внедрения Cтандарта. Итоговые результаты верификации были представлены на Межрегиональном форуме «Реализация регионального инвестиционного стандарта» 13 октября в Нижнем Новгороде.
Цель верификации – определить, насколько работа, которая ведется по улучшению инвестиционного климата, соответствует ожиданиям инвесторов. Это основная задача для системы торгово-промышленных палат, активно участвующей в реализации Регионального инвестиционного стандарта. При этом в 2023 году в процессе подтверждения участвовало в 4,5 раза больше инвесторов, чем в предыдущем: около 3 600 респондентов. К опросу были привлечены предприниматели из разных отраслей (градация по этому признаку предполагала более 16 вариантов), с проектами, находящимися на разных стадиях реализации: 24,7% – на предынвестиционной, 38,1% – на инвестиционной, 37,3% – на эксплуатационной. Это позволило обеспечить результаты анкетирования, наиболее приближенно отражающие реальную ситуацию.
Верификация Стандарта была инновационна и в техническом плане: к исследованию была подключена платформа SberOpros.
Современные технические средства позволяют проводить опросы в электронном формате, что дает ряд существенных преимуществ, главное из которых – оперативность. Ссылку на электронный опрос можно моментально распространить на неограниченное количество адресатов, опубликовать на сетевых ресурсах; динамику проведения, статистику ответов, время, затраченное каждым респондентом на прохождение опроса, можно отслеживать в реальном времени и при необходимости отсеять потенциально некачественные анкеты. Этот формат требует гораздо меньших усилий на обобщение результатов, позволяет задать необходимые настройки обязательности и емкости ответов, сформировать статистическую базу, позволяющую провести глубокий и многоплановый анализ полученных результатов. В итоге опрос проводится в более сжатые сроки. Тем не менее в ряде случаев предпочтение по-прежнему отдается заполнению анкет вне электронных форм, с последующей оцифровкой результатов, что в первую очередь связано с правами доступа к итоговой базе статистики.
Опросный лист для оценки внедрения Стандарта предлагался к заполнению в электронном виде и состоял из 7 частей: вводной части, 5 частей, посвященных каждому из элементов Стандарта, и блока вопросов об уровне взаимодействия бизнес-сообществ региона с региональной инвестиционной командой. Анкета – это результат совместных обсуждений с участием представителей Минэкономразивтия, Правительства, региональных инвестиционных команд, ТПП РФ и других деловых объединений. Она содержит 43 вопроса.
Опыт работы ТПП РФ показал, что анкеты объемом свыше 20 вопросов воспринимаются тяжеловато: оптимальное количество вопросов – 15, и относительно более компактные анкеты набирают за значительно более короткий промежуток времени больше респондентов, чем громоздкие за больший интервал проведения опроса. Но в данном случае утяжеление анкеты не произошло: анкета была хорошо структурирована и скомпонована из небольших независимых друг от друга разделов. Абсолютное большинство вопросов подразумевало выбор между ответами «да» и «нет», сопровождалось комментариями к формулировкам. Это позволило существенно снизить вероятность искажения результатов из-за недостаточного релевантного опыта и информированности заполняющих анкету, разночтений в понимании формулировок.
В вводной части анкеты было дано пояснение, с какой целью проводится опрос, каким образом осуществляется рассылка опросного листа и будут интерпретироваться ответы. Дополнительно подчеркнуты анонимность опроса и значимость участия в исследовании: указано, что мнение предпринимателей является ключевым для оценки внедрения Стандарта.
Массовые опросы, как правило, анонимны. Это обеспечивает необходимый психологический комфорт для ответов и комментариев и в целом не играет существенной роли при агрегированном анализе и представлении результатов.
Включение в анкету раздела, описывающего цель проведения исследования, потенциально может оказать мотивирующее действие на респондента, сместив акцент с восприятия анкетирования как формальной процедуры на его практическую значимость.
В целях формирования необходимых информационных срезов для анализа результатов в составе анкеты предусматриваются вопросы, определяющие ключевые характеристики респондентов для целей исследования, при этом важна корректная детализация предлагаемых к выбору вариантов ответов. В числе определяющих вопросов в данном случае были: субъект Российской Федерации, сфера реализации инвестиционного проекта и опционно – стадия реализации инвестиционного проекта.
Самое большое количество вопросов – 9 – входило в раздел «Инвестиционная декларация». Инвестиционная декларация – базовый элемент Стандарта, именно она связывает все его элементы в единую систему. Это публичное обязательство региональных органов власти перед инвесторами по неухудшению условий их деятельности. Результаты показали, что, хотя только 83% респондентов оказались знакомы с содержанием инвестиционной декларации своего региона, 93% из них положительно оценили качество декларации, а 95% сообщили об удовлетворенности соблюдением органами власти заявленных обязательств. Это подтверждает важность и необходимость внедрения и развития Стандарта как формата.
Как подчеркнул Первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, завершая пленарное заседание Межрегионального форума в Нижнем Новгороде, работа над внедрением и улучшением Регионального инвестиционного стандарта должна осуществляться в логике потока: быть непрерывной и нацеленной на результат. Инструменты верификации Стандарта также содержат в себе обширный потенциал для развития: необходима более широкая информированность предпринимателей о мерах поддержки инвестиционной активности, налаживание постоянного диалога между регионами, муниципалитетами и потенциальными инвесторами, системность и большая степень цифровизации процессов, составляющих клиентский путь инвестора, что также позволит формировать регулярную статистику, необходимую для дальнейшего развития элементов Стандарта, простыми в получении выгрузками данных.
Важно отметить, что, как показали результаты верификации Стандарта в 2023 году, на данном этапе оценка внедрения Стандарта требует дифференцированного подхода в зависимости от потенциала региона: не все субъекты легко набрали необходимое количество респондентов, и вместе с тем именно для таких регионов внедрение Стандарта потенциально создает наибольшие качественные изменения.
Как ранее отмечал Президент ТПП РФ Сергей Катырин, Региональный инвестиционный стандарт – это набор минимальных требований к созданию условий, наиболее выгодных для любого инвестора в любой точке РФ.