Президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) Сергей Катырин рассказал, как российский бизнес выстраивает взаимодействие с партнерами по ЕАЭС и какие инструменты помогают продвигать товары и услуги.
Считаем, что ЕАЭС уже доказал свою состоятельность и устойчивость в непростой период «пандемийных» ограничений и в текущих условиях санкционного давления. Подтверждением этому является динамичное развитие объединения, характеризующееся ростом объемов взаимной торговли и ВВП государств-членов за последние годы. Так, по итогам 2022 г., товарооборот России со странами ЕАЭС увеличился на 15,5% и составил порядка 80 млрд долл.
Важным достижением во взаимной торговле стран ЕАЭС является наращивание расчетов в национальных валютах, доля которых составляет по последним данным более 75%.
Одна из последних инициатив КСП ЕАЭС - продвижение вопроса о необходимости создания механизма льготного финансирования кооперационных проектов в рамках объединения.
10 апреля 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 579 «Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами».
Это очень своевременное решение, как с точки зрения страны, заказчиков, так и с точки зрения конкуренции на внутреннем рынке. Таким образом, упрощается доступ на российский рынок компаниям из стран ЕАЭС, с которыми мы строим единое экономическое пространство. Для бизнеса это упрощает доступ к технологиям, продуктам, произведенным в странах ЕАЭС, и к участию в закупках на нашем рынке.
Безусловно, доступ для компаний и физлиц из стран ЕАЭС можно сделать еще проще, если в эту схему включить электронные торговые площадки. У электронных торговых площадок (ЭТП) есть уже отлаженные технологические платформы и большой опыт работы с обеспечением и по 44-ФЗ, и по другим законам (в том числе по коммерческим закупкам). Компании работают в автоматизированном режиме, когда обеспечение по процедуре перечисляется на счет площадки, которая в течение 5 дней (а чаще всего в течение 1–2 дней) возвращает обеспечение участнику, который не стал победителем. Так как это происходит в автоматизированном режиме, заказчик освобожден от какой-либо перестройки своих внутренних процессов в части соблюдения сроков, оформления переводов, платежей.
Мне кажется, что если бы такую возможность предоставили для площадок – это еще более упростило бы работу иностранных поставщиков на нашем рынке. Потому что сейчас мы зачастую сталкиваемся с вопросами по 223-ФЗ, когда заказчики задерживают возврат обеспечения.
Большие перспективы открываются по сотрудничеству в рамках китайской концепции «Один пояс, один путь». В содержательном плане концепция китайского проекта направлена на поиск новой модели международного сотрудничества и кооперации через повышение связанности инфраструктуры, торговли, финансов и человеческого капитала. Однако замысел Пути выходит далеко за пределы простого продвижение экономических интересов Китая и претендует на глобальность своего позиционирования. В этой связи часто приводится пример появления нового проекта «Сообщества единой судьбы человечества», в который помимо Китая вошли страны Центральной Азии – в том числе члены ЕАЭС.
Сама идея сопряжения ЕАЭС и Пути, предложенная президентом РФ Владимиром Путиным, а также ее безусловная поддержка с китайской стороны, прежде всего, были ориентированы на снятие ряда очевидных институциональных и политических противоречий, позволяющих придать взаимодействию наших интеграционных объединений идеологическую целостность.
В этом контексте представляется, что практическое сближение векторов развития двух разноформатных и разноуровневых проектов целесообразно осуществлять в рамках более масштабной идеи, определяющей общие ключевые цели и ориентиры. Такой идеей, безусловно, является проект Большого Евразийского партнерства, экономической частью которого может стать сопряжение ЕАЭС и Пути, с подключением институциональных возможностей ШОС, АСЕАН и других заинтересованных интеграционных объединений.
Отрадно отметить, что процесс сопряжения ЕАЭС и Пути уже запущен. Выработана обширная нормативная база, созданы механизмы регулярных встреч на всех уровнях, в стадии доработки находится «дорожная карта» развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Китаем, в том числе, с акцентом на общее транспортное и энергетическое пространство, сопряжение цифрового и финансовых измерений и т.д.
По разным оценкам, 2024 год станет переломным в плане оформления новых «центров силы» в мировой экономике. Рассчитываем на дальнейшую интенсивную работу с партнерами с учетом нынешнего председательства РФ в ЕАЭС.