Следует проанализировать законодательный опыт Европейского Союза, где предусмотрено временное исключение из сферы государственных закупок лиц, заключивших контракты при наличии конфликта интересов (аналог отечественного реестра недобросовестных поставщиков). Принятие схожих правил поможет в дальнейшем сократить уровень коррупции в этой сфере.
В своем докладе она отметила, что закупочные комиссии лишены юридической возможности проверить претендентов на участие в публичной закупке на предмет наличия конфликта интересов. Ранее президент ТПП РФ Сергей Катырин отметил, что российское законодательство содержит блокирующие нормы только в отношении лиц, обладающих организационно-распорядительными полномочиями, в то время как в закупках процветает «низовая» коррупция.
«В частности, обход законодательных ограничений в закупках обеспечивается путем вовлечения в коррупционные схемы не только близких родственников, но и такой категории как свойственники (лица, которые получают родство в результате заключения брака, например, свекор, тесть). Противодействовать таким злоупотреблениям можно с помощью широкого применения сформированной Верховным Судом РФ доктрины фактического контроля», - отметила Ольга Беляева.