Предпринимателю для успеха необходимо знать территорию, на которой он планирует действовать. По мнению экспертов Торгово-промышленной палаты Тольятти «ориентироваться на местности» лучше с опытным проводником. Какие перспективы у экономики Тольятти? Куда она движется? Есть ли здесь потенциал и трудовые ресурсы? О своем взгляде на бизнес, о том, как учитывать демографические тренды города, в чем Торгово-промышленная палата Тольятти помогает предпринимателям, в интервью «ПН» рассказал президент ТПП Виктор Шамрай.
– Виктор Николаевич, миссия ТПП Тольятти сформулирована так: «К новым вершинам с опытным проводником». Каковы особенности ведения бизнеса в Тольятти сегодня?
– В самом простом виде перспективы любого города можно оценить всего по двум показателям: «любят» ли город люди и деньги.
Многие из тольяттинцев упорно продолжают считать Тольятти молодым городом. С точки зрения даты его второго рождения в 60-е годы так оно и есть. Однако из 670 тыс. жителей (а нас за год снова стало значительно меньше) уже практически треть (около 200 тыс.) – пенсионеры. Доля молодежи сокращается, а доля взрослого населения растет. Причем активнее всего растет число тех, кому за 80: за последние 20 лет их стало в три раза больше. Но самая быстрорастущая категория – столетние долгожители и старше. Два года назад их было 11, а сейчас 19 человек. На подходе 2 тыс. человек 90+.
У нас каждый пятый старше 65, в то время как в мире каждый 12-й. И в ближайшем будущем изменения этих трендов – снижение общей численности, резкое взросление населения, сокращение доли молодежи – не ожидается.
– В связи с этим сформировались новые категории потенциальных потребителей?
– Конечно. Современные пенсионеры дружат с интернетом, работают, среди них много волонтеров. Они живут дольше. И они тратят деньги! У каждого в отдельности эти деньги весьма скромные, но ведь их уже 200 тыс., а будет еще больше. Соответственно, они формируют особый и существенный по объему запрос на услуги, продукцию, медобслуживание, уход, образование.
Город прирастает пригородами. А значит, растут запросы на такие виды деятельности, как ремонт, клининг, садоводство, ландшафтный дизайн, логистику.
Молодежь создавать семьи не спешит. Растет количество одиночных домохозяйств. А это значит, что растет запрос на общепит. Бытовой техники и домашней утвари нужно больше. Не желая создавать семью, но и избегая одиночества, многие люди обзаводятся домашними животными, которым нужен корм, аксессуары, уход, лечение.
– И как вы предлагаете учитывать эти тренды предпринимателям?
– Предприниматели любую ситуацию оценивают не столько как проблему, сколько как возможность. И мы в ТПП считаем так же.
– А что вы скажете тем, кто считает, будто в Тольятти нет нормальной работы?
– Если говорить о разнообразии мест приложения труда, то такое мнение однозначно ошибочно. Мы в последние годы активно занимается профориентацией и знаем, как происходит выбор будущей профессии в большинстве семей.
Наш опрос более 1 тыс. старшеклассников показал, что на решение, куда пойти учиться и кем стать, в 80 % случаев влияют родители. При этом, как мы выяснили, у взрослых представления о ситуации на рынке труда и перечне профессий на уровне 15–20-летней давности.
– Действительно, даже рабочие профессии в Тольятти сегодня зачастую связаны высокотехнологичным оборудованием, компьютерами, роботами.
– Не даже, а в первую очередь. Но достучаться до огромного числа людей, рассказывая об этих изменениях на рынке труда, процесс небыстрый. Поэтому в ТППТ уже третий год реализуется свой профориентационный проект. Мы проводим профессиональные пробы, экскурсии для школьников и их родителей на производства, в мастерские и офисы.
– Но трудовым ресурсам важно и то, насколько стабильна и управляема экономика в Тольятти, пережившая штормы, связанные с ковидом и санкциями.
– На мой взгляд, сегодняшние испытания она проходит достойно. Хотя убыточных предприятий у нас, к сожалению, тоже хватает.
Сложные ситуации, с которыми столкнулись наши большие заводы, они, во многом, преодолели и теперь заявляют о больших планах. Благодаря технопарку высоких технологий «Жигулевская долина», ОЭЗ и ТОСЭР мы прирастаем новыми предприятиями разного профиля. В экономике города появляются новые акценты: пищевая промышленность, фармакология, программирование. И тут самое время вернуться к вопросу о нормальной работе. Я отметил выросшее разнообразие профессий. Но для подавляющего большинства работников самым важным является вопрос зарплат.
Все, о чем мы с вами раньше говорили, ведет к росту зарплат, сначала для ключевых профессий, а потом и для всех остальных.
– А на чем основан ваш взгляд, который дает вам основание для таких оценок?
– У нас в ТПП Тольятти свои индикаторы. В среднем мы как самая большая в Тольятти экспертная организация ежегодно заключаем 2,5–3 тыс. контрактов. Также мы известны в городе юридическими, а в последнее время еще и образовательными услугами.
Самая тяжелая ситуация была в первом квартале текущего 2023 года. Но начиная с апреля объем запросов только растет. Отсюда и мой сдержанный оптимизм в оценках экономической ситуации в городе.
– Известно, что ТПП помогает предприятиям перенастраиваться в поисках новых логистических возможностей и партнерских отношений с другими участниками рынка внутри России и в альтернативных недружественным странах.
– Совершенно верно. Это наш приоритет. В решении именно этой задачи задействована вся мощь системы ТПП. Нас в России 140 [ред. ТПП РФ]! И ТПП существуют практически во всех других странах.
У нашей ТПП 36 своих представителей в разных странах. Их задача – содействие в налаживании надежных бизнес-связей за рубежом.
Сейчас мы готовы провести бизнес в регионы и страны, сотрудничество с которыми еще недавно считалось экзотикой: Иран, Индия, ОАЭ, Латинская Америка. Также мы кратно нарастили свои возможности для работы с Китаем, Турцией.
– Что еще дает ТПП предпринимателям?
– Членство в ТПП – это, кроме льготного или даже бесплатного доступа к нашим услугам, еще и репутационный капитал. Устанавливая контакты с партнерами на других территориях через систему ТПП, предприниматель демонстрирует им свой статус. Статус, подтвержденный в самой большой стране и в мире системой ТПП.
ТПП Тольятти, которой в следующем году исполнится 30 лет, интересна начинающим предпринимателям для наращивания своей целевой аудитории. Особенно если этой целевой аудиторией является другой бизнес.
А еще мы даем знания, которые, перефразируя известную песню, строить и жить помогают.