По ее словам, в настоящее время имеет место и тенденция сокращения доли производственного сектора экономики в объеме новых кредитов: в структуре выдачи кредитов доля производственных МСП в четвертом квартале 2023 составляет 6 % при том, что в первом квартале прошлого года она составляла 8 %.
Отдельные отрасли так и не успели восстановиться после кризисных явлений. Так, наблюдается и снижение темпов роста оборотов средних предприятий в обрабатывающей промышленности – в среднем минус 12 % по 2023 году.
«Высокий уровень ключевой ставки делает недоступным кредитование для многих микропредприятий в настоящее время (16 % годовых при уровне инфляции 7,42 % в год). Фактически ставки для МСП выросли с 10–16 % до 19–25 % годовых. И здесь уместно упомянуть о льготном кредитовании и возможностях государственной поддержки, предоставляемой малым и средним компаниям. Но, несмотря на высокую востребованность данного инструмента, поддержка достается далеко не всем», – отметила Елена Дыбова.
Опросы предпринимателей показывают, что четверть обращавшихся за льготным кредитованием по программе Минэкономразвития России «1764» столкнулись с отказом либо без объяснения причин, либо с формулировкой «отсутствие лимитов финансирования».
По данным вице-президента ТПП России, общий кредитный портфель субъектов МСП крайне неоднороден: почти на 46 % он сформирован кредитами с задолженностью более 1 млрд рублей (что не совсем малый бизнес). И еще почти половина всех кредитов малому и среднему бизнесу – это кредиты с задолженностью менее 1 млн рублей с суммарным вкладом в портфель всего лишь 1,7 %. Объемы льготного кредитования ежегодно растут, а количество получателей МСП – падает.
Поэтому доступность программы остается только для «лучших» заемщиков, которые и так способны привлекать банковские кредиты, в том числе за счет более низких рисков невозврата по более низким ставкам.
То же и по программе промышленной ипотеки: она недоступна большинству МСП; ее ограничили жесткие условия отбора.
«В результате в последние годы мы не видим качественного роста бизнеса, его не происходит: количество малых предприятий снижается, количество средних предприятий колеблется на одном уровне. Доля микробизнеса в структуре устойчива – 96 %. В условиях дефицита средств на поддержку МСП для более широкого охвата субъектов МСП финансовой поддержкой необходимо определить приоритеты. Нужно переориентировать модель от наращивания объемов выдачи кредитных средств к росту количества получателей. Важно ввести четкие целевые категории получателей льготной финансовой поддержки, чтобы она доставалась именно тем, кому крайне необходима для развития», – подчеркнула Дыбова.
Ранее на этой неделе на совещании руководства Банка России с бизнес-объединениями президент ТПП РФ Сергей Катырин обозначил необходимость расширения банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, поднял вопросы развития механизмов кредитования промышленных МСП.