Эксперт назвала пять главных ошибок при подтверждении соответствия парфюмерно-косметической продукции
Минпромторг России и «Союзэкспертиза» ТПП РФ провели экспертную сессию для действующих и потенциальных игроков парфюмерно-косметического рынка в рамках выставки BeautyChemiCos 2024. Тема: «Механизм осуществления процедуры подтверждения соответствия на территории ЕАЭС. Проблемы и ошибки при оформлении документов при обязательном подтверждении соответствия, в том числе и для реализации продукции на маркетплейсах».
Об актуальности данных вопросов мы поговорили со спикером мероприятия, руководителем Органа по сертификации ГЭАЦ «СОЭКС» Надеждой Сходцевой.

 

Надежда Михайловна, подтверждение соответствия – важное условие для выхода на рынок парфюмерии и косметики. Что это за процедура? Кому необходимо ее пройти?

– Оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции проводится в двух формах: государственная регистрация и декларирование. Государственной регистрации подлежит детская косметика, косметика для татуажа (без прокалывания кожи), интимная косметика, косметика для отбеливания и осветления кожи и иная продукция, перечень которой можно найти в Приложении 12 к Техническому регламенту Таможенного Союза 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

Заявитель самостоятельно формирует доказательственную базу безопасности своей продукции, отбирает образцы, заказывает исследования в аккредитованной лаборатории по показателям, обозначенным в ТР ТС 009/2011. Если результаты показывают, что все необходимые требования соблюдены, заявитель обращается в Роспотребнадзор, где после оформления экспертного заключения, получает свидетельство о государственной регистрации.

 

А если продукция не упомянута в приложении?

– Продукция, не указанная в приложении, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования. Заявитель также формирует доказательственную базу, отбирает образцы, проводит исследования на все показатели безопасности, необходимые для его продукции, и после получения положительных результатов тестирования регистрирует декларацию соответствия (ДС) на сайте Росаккредитации.

До 2020 года декларации регистрировали компетентные Органы по сертификации, и у проверяющих органов редко возникали вопросы. Сейчас же, производители и импортеры, столкнувшиеся с необходимостью самостоятельно регистрировать декларации, нередко допускают ошибки. Возникают разночтения в трактовке тех или иных законодательных документов, что, в принципе, не удивительно. Не у каждого предпринимателя в штате есть опытный специалист по декларированию, знающий в полном объеме нормативную базу.

 

Что конкретно должен знать такой специалист?

– По сути все по теме декларирования. Более того, постоянно актуализировать знания. Базовый комплект вопросов: в каком документе прописаны, правила оформления ДС; кто может быть заявителем при оформлении документов; какие документы нужны; какие схемы декларирования нужно применять; какой срок действия у разрешительных документов; на какие показатели безопасности должна быть проверена продукция; с какого числа начнет действовать декларация, если продукция, от которой были отобраны образцы на испытания, была изготовлена раньше, чем зарегистрирована ДС; что делать с декларацией, если вносятся изменения в рецептуру, если меняется форма собственности предприятия или адрес места нахождения юридического лица, какие правила передачи сведений в Федеральную Государственную Информационную систему (ФГИС) нужно знать и учитывать…

 

Объемно. А кто-то может помочь бизнесмену разобраться со всем этим?

- Эксперты Органа по сертификации. К нам, например, регулярно обращаются предприниматели, которые уже «набили шишки» в процессе самостоятельной регистрации или видят риски. Мы можем проанализировать ошибки, подсказать, помочь корректно организовать процесс испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории в соответствии с программой испытаний на все показатели безопасности для конкретной продукции, а также внести необходимые сведения во ФГИС и прикрепить все необходимые документы. Заявителю только необходимо проверить внесенную информацию и подписать декларацию о соответствии своей ЭЦП.

 

А можете назвать ТОП-5 ошибок, допускаемых заявителями?

– Давайте попробуем. Ошибка первая, одна из самых распространенных– оформление одной декларации на разные наименования продукции. Например, на гель для душа и шампунь (даже если они имеют одинаковые названия) - это два разных продукта. Они не однородны по своему наименованию. На данные продукты оформляются разные декларации.

Если мы обратимся к ТР ТС 009/2011, то в статье 6 говорится о том, что декларация о соответствии парфюмерно-косметической продукции оформляется на одно или несколько названий парфюмерно-косметической продукции одного наименования.

В статье 3 «Термины и определения» мы найдем два разных понятия – «наименование продукции» и «название продукции». И в этом месте люди путаются.

Наименование – это обозначение вида однородной парфюмерно-косметической продукции (конкретно – зубная паста, лосьон, духи, крем, шампунь, гель для душа и т.п.). А название – это словесное и/или цифровое обозначение изделия, присвоенное ему изготовителем.

Вот, например, если крем имеет разные названия (допустим, «Ромашка», «Липа», «Гвоздика»), то их можно объединить в одну декларацию. А крем и лосьон для лица с теми же названиями («Ромашка», «Липа», «Гвоздика») в одну декларацию объединять уже нельзя, при этом код ТН ВЭД у них одинаковый. Уловили?

 

Пытаюсь…

– И да, не стоит забывать, что проверить на безопасность необходимо все названия продукции. И здесь кроется, вторая распространенная ошибка – оформление декларации, например, на кремы 4-5 видов (которые могут отличаться только отдушками) на основании одного протокола испытаний. Казалось бы, просто отдушка, но… Правильный сценарий – провести испытания и на крем «Ромашка», и на крем «Липа», и на крем «Гвоздика».

При регистрации декларации заявитель может объединить продукцию только по наименованию (например, отдельно ДС на гель для душа и отдельно на шампунь, отдельно на крем и т.д.), при этом все продукция с разными названиями должна испытываться. И только в аккредитованных лабораториях. Их перечень можно найти на сайте Росаккредитации.

 

- Так. Что у нас с ошибкой номер три?

- Проведение испытаний не в полном объеме или с нарушением сроков и методик, обозначенных в программе испытаний по ТР ТС 009/2011. В регламенте прописано, что испытания должны проходить в определенном порядке: токсикологические и клинические показатели ПКП определяются после получения положительных результатов испытаний продукции по физико-химическим и микробиологическим показателям. Кстати, очень рекомендую обращать внимание на сроки готовности протоколов испытаний. Быстрый результат наводит на мысли, что продукция не проверялась.

 

Переходим к четвертому пункту?

– Да. Еще одна ошибка, – оформление декларации соответствия вместо свидетельства о государственной регистрации. Зарегистрировать декларацию проще и менее затратно.

Или, например, возьмем, к примеру, ароматизаторы. Они вообще не имеют ни какого отношения к парфюмерии и косметики. Это средства бытовой химии. Но, есть такие заявители, которые решают отнести ароматизаторы, например, к туалетной воде и обойтись только испытаниями, без оформления СГР для целей декларирования. Такой подход наказуем. И сейчас таким «креативным» заявителям будет все сложнее нарушать правила.

Обсуждаются инициативы по доработке федерального закона «О защите прав потребителей». Идея в том, что в случае дистанционной торговли продавцы и агрегаторы должны включать в описание товара ссылки на запись в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. Цель – совершенствование механизма реализации права потребителей на получение достоверной информации о наличии документов по обязательному подтверждению соответствия (сертификаты соответствия и декларации о соответствии).

Таким образом, в ближайшее время невозможно будет реализовывать свою продукцию на интернет-площадках без документа об обязательном подтверждении соответствия. Все, даже небольшие производители/продавцы (импортеры) парфюмерии и косметики должны будут обязательно оформлять документ об обязательном подтверждении соответствия и вносить данную информацию в описание.

 

А что с пятой ошибкой?

– Она из юридической плоскости. Пятая ошибка – незнание того, что оформить документы, согласно действующему законодательству, может юридического лицо или физическое лицо в качестве ИП, зарегистрированное на территории РФ. Самозанятые не смогут оформить соответствующий документ, так как не имеют статуса юридического лица. В настоящее время им нужно будет, скорее всего, регистрироваться в качестве ИП и оформлять необходимые документы. Все к этому идет. Без документов реализовывать свою продукцию на маркетплейсах скоро будет невозможно. Все должны быть в равных условиях и продукция, которая продается на интернет-площадках должна быть проверена на безопасность.

 

Давайте поговорим о цене ошибки. Какое наказание ждет тех, кто осознанно или случайно нарушает?

– Федеральная служба по аккредитации говорит о прямой ответственности заявителей за достоверность сведений, указываемых в декларации о соответствии и подлинность прилагаемых к декларации документов. Если документ оформлен не правильно, Федеральная служба по аккредитации сообщает в Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехназор и другие контролирующие органы о том, что конкретный Заявитель, реализует свою продукцию с выявленными нарушениями. Это грозит внеплановой проверкой и штрафами, если вина будет доказана.

 

Большие штрафы?

– Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях за недостоверное декларирование соответствия продукции на юридическое лицо может быть наложен штраф до 300 000 рублей.

Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду или типу продукции, требующему обязательной сертификации, может обернуться компании штрафом до 500 000 рублей. Штраф до миллиона рублей может возникнуть там, где действия, заявителя повлекли за собой вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде либо создали угрозу такого вреда.

 

Дайте бизнесу совет, что делать, чтобы избежать проблем?

– Главные советы: внимательнейшим образом изучать соответствующий Технический регламент Таможенного Союза и действующие нормативные документы, обращаться в проверенные и аккредитованные испытательные центры, не гнаться за дешевизной. Крайне осторожно стоит относиться к тем, кто предлагает протоколы без испытаний, без образцов, без документов, в кротчайшие сроки. Помните, что ответственность перед государством, потребителями и собственной компанией несете именно вы.

 

---------------

Как отмечал президент ТПП РФ Сергей Катырин, экспертная работа по самым разным направлениям является традиционной для системы ТПП и имеет вековую историю развития. Экспертиза была и остается приоритетом и для ТПП РФ, и для «Союзэкспертизы», и для торгово-промышленных палат, работающих в регионах.

 

Источник: kapital-rus.ru