Эксперт ТПП РФ Алексей Федоров: нужно использовать потенциал индустрии электронной коммерции в СНГ  
На современном этапе развития экономики электронный бизнес набирает все большие обороты. Сектор электронной коммерции стремительно развивается не только в России, но и во всем мире, становясь важным направлением для расширения торгового потенциала, в том числе и СНГ. Об этом рассказал в колонке "Регионам России" председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции Алексей Федоров.

Сегодня электронная коммерция охватывает не только потребителей, совершающих покупки в интернет-магазинах, но и включает в себя разнообразные транзакции между предприятиями, финансовые операции между бизнес-структурами и государственными органами. Интернет практически стер географические, коммуникационные и прочие барьеры, наиболее характерные для традиционных форм ведения бизнеса. Глобальные сети в корне изменили стратегию и тактику ведения бизнеса, ведь электронный бизнес как новая среда коммерческого взаимодействия обусловил возникновение большого количества глобальных интернет-компаний, отличительной чертой которых является осуществление деятельности на основе использования высокотехнологичных платформ.
 В последнее десятилетие рост глобальной электронной коммерции составляет в среднем 20% в год, в то время как традиционные магазины (работающие по классической технологии), находятся в упадке. К концу 2024 года объем продаж электронной коммерции достигнет 6 трлн долларов США, что превысит ВВП Германии и Японии. В количественном отношении, большая часть интернет-компаний представляет собой малый бизнес, коммуницирующий с потребителями посредством огромных технологических платформ, маркетплейсов, ведь согласно статистике более 50% пользователей склонны покупать товары онлайн, при условии бесплатной доставки, а 38,7% ориентируются на скидки и применяют купоны. 
В настоящее время, несмотря на важность развития и популяризацию малого бизнеса не только в странах СНГ, но и в мире, такие бизнесы испытывают множество затруднений и очень болезненно реагируют на глобальные изменения в сфере экономики. 
К основным проблемам развития малого бизнеса можно отнести:
 Во-первых:  Рост налоговой нагрузки.
Количество налогов за период с 2020-2023 годы сильно возросло, эта тенденция коснулась и представителей малого бизнеса.
Так, например, уровень налоговой нагрузки на бизнес в России возрастает – с 2010–2023 гг. он увеличился с 9,4% до 11,6%, то есть темп прироста налоговой нагрузки составил порядка 20%. Причем в большей степени увеличивается квазифискальная налоговая нагрузка. Это делает непредсказуемыми условия ведения бизнеса и отпугивает инвесторов. В экономике есть такой показатель, как кривая Лаффера, которая демонстрирует зависимость роста доходов бюджета от роста налоговых ставок. В соответствии с этой кривой рост ставок до какого-то момента обеспечивает приток доходов в бюджет. Но после определенного уровня доходы начинают падать. Это говорит о том, что чрезмерное налоговое давление уводит бизнес в тень.
 Увеличение налогового бремени оказывает отрицательное воздействие на экономику, ослабляя стимулы к труду и сбережениям, а также снижая эффективность использования перераспределяемых ресурсов. Далее происходит повышение квазифискальной налоговой нагрузки за счет повышения ставок по ряду неналоговых платежей.
 Большинство неналоговых сборов появилось за последние 7–8 лет. Это, например, экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), утилизационный сбор, курортный сбор, обязательные отчисления операторов связи, плата за проезд большегрузных автомобилей, сборы за выдачу кодов по маркированным товарам и т. д.
 Во-вторых:  Нехватка средств финансирования.
 Для построения и, в дальнейшем, развития малого бизнеса необходимы внушительные суммы денег. Препятствуют процессу финансирования малого бизнеса в этом отношении высокие кредитные ставки, отсутствие отсрочки по займу, невозможность займа большой суммы на длительную перспективу.
 В-третьих: Периодические изменения в законодательстве, связанные с распространением на малое предпринимательство ограничительных мер. Данные процессы забирают много времени для перестроения малого бизнеса под новые стандарты государства, в связи с чем сложно добиться устойчивого развития предприятий.
 Вместе с тем, для малого бизнеса расширение участия в электронной коммерции создает существенные преимущества, к которым, прежде всего, можно отнести следующие: снижение издержек, прежде всего, операционных, так как позволяет избежать затрат, связанных с необходимостью оперативного анализа спроса, цен конкурентов, недостатком информации об определенных рынках, мониторингом изменений, созданием складских запасов и др.; расширение присутствия на внутреннем рынке, развитие связей между национальными предприятиями; возможность выхода на новые рынки, в том числе зарубежные, территориально отдаленные, при небольших затратах находить потребителей вне традиционных сетей продаж; расширение объема традиционных видов услуг (например, грузоперевозки), предоставление их на новом техническом уровне (например, автоматизация процессов в логистике) и развитие новых видов бизнес-услуг (оперативное предоставление информации, консультирование отдаленно находящихся потребителей и др.); позиционирование самого малого или среднего предприятия с помощью современных цифровых технологий и использование интернета вещей для рекламирования продукции.
 Учитывая, что формирование цифровой экономики каждой из входящих в содружество стран на национальном уровне приносит качественный экономический рост и помощь в решении технологических и социальных вопросов в сфере национального хозяйства, наиболее важным аспектом, от которого зависит дальнейший рост, является темп цифровизации собственных производственных процессов. Успешная конкуренция с развитыми экономиками возможна только благодаря процессу цифровой трансформации и инновационному сотрудничеству между странами.
 Кроме того, с целью максимального использования потенциала индустрии электронной коммерции в СНГ и максимизации ее преимуществ, необходимо сосредоточиться на улучшении таких показателей, как индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index), индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI), легкость ведения бизнеса (Doing Business) в рамках e-commerce.

Источник: moscow.media