«Спроса на российские агротовары и продукты питания в Индонезии в сравнении с тем же Китаем пока особо нет. Однако далеко не все потеряно для наших бизнесменов. Проживающие на острове Бали индонезийцы и местные туристы с большим удовольствием посещают рестораны с русской кухней, которые набирают популярность не только в среде экспатов. Кроме того, в республике уделяют серьезное внимание продовольственной безопасности, и здесь российские продукты, которые имеют репутацию экологичных, могут стать привлекательными для индонезийских потребителей», - отметил Виталий Стогов.
Несомненно, за свою нишу в продовольственном секторе страны необходимо побороться, уверен эксперт. Будущим экспортерам важно придерживаться долгосрочного плана, который будет учитывать национальные нормативные требования, некоторые из которых могут быть выполнены только при условии плотного сотрудничества с местными дистрибьюторами/импортерами. Следует принимать во внимание сложность бюрократических процессов и национально-психологические особенности своих партнеров.
«Основным мотивом в стратегии предпринимателей должно стать осознание того, что кропотливая работа на индонезийском направлении, прежде всего, окупится получением доступа к перспективному рынку сбыта с огромным потенциалом роста. К 2050 году Индонезия станет четвертой по величине экономикой в мире, а потребление на душу населения таких товаров, как говядина и зерновые, будет выше, чем в Китае», - уточнил Виталий Стогов. Согласно статистическим выкладкам Торгово-промышленной палаты Индонезии (КАДИН), импорт агропродовольственной продукции вырастет в 20 раз и достигнет 152 миллиардов долларов США в 2050 году. При этом зарубежные поставки говядины могут составить 26 миллиардов долларов США, импорт молочных продуктов - 7 миллиардов долларов США в 2050 году. Также ожидается, что к 2050 году импорт зерна будет находится на отметке в 4 миллиардов долларов США, импорт фруктов - 25 миллиардов долларов США и импорт овощей - 11 миллиардов долларов США.
Что касается условий для успешной реализации своих устремлений, то индонезийцам важно сочетание цена-качество, уверен эксперт ТПП РФ. При этом ценовая политика на предлагаемые экспортные товары должна учитывать конкуренцию со стороны уже закрепившихся на архипелаге зарубежных компаний из Китая, Австралии, США и ЕС.
Рынок продовольствия в Индонезии, с одной стороны, очень традиционен, с другой – динамичен и подвержен всем современным трендам. Увеличение доходов местного населения и процессы урбанизации меняют сектор общественного питания. Наряду с небольшими традиционными бакалейными лавками развиваются и современные каналы дистрибуции товаров – супермаркеты и платформы электронной торговли. Ускорение ритма жизни способствует спросу на расфасованные, готовые к употреблению и доставляемые продукты питания. Со стороны среднего класса растет аппетит в отношении премиальной, высококачественной, здоровой и безопасной продукции, особенно в крупных городах и основных туристических местах.
Из успешных кейсов следует отметить, что в 2023 году Россия возобновила экспорт пшеницы на индонезийский рынок. Согласно их статистике, в стоимостном выражении объем российского экспорта по соответствующей товарной группе (группа Гармонизированной системы 10 - злаковые) составил 285,5 млн долларов США. В «Агроэкспорте» считают, к 2030 году РФ может нарастить поставки продукции АПК в Индонезию до 650 млн. долл. США. В число перспективных товаров, помимо зерна и рыбы, также входит мясная и молочная продукция, для которой индонезийский рынок пока закрыт.
С 17 октября 2024 года товары в Индонезии будут подлежать обязательной «халяль»-сертификации. Данное обстоятельство также нужно иметь в виду при построении долгосрочных планов по выходу на местные рынки.
В настоящее время полным ходом идут переговоры по соглашению о свободной торговле Индонезия – ЕАЭС с перспективой выхода на финализацию договоренностей к концу 2024 года. Подписание соответствующего документа будет способствовать более благоприятным условиям для доступа на индонезийский рынок, уверен Виталий Стогов.
Ранее президент ТПП РФ Сергей Катырин призвал активнее развивать торгово-экономическое сотрудничество России со странами АСЕАН. «На этот регион мы смотрим не только с точки зрения нынешней ситуации, которая обострилась для России, но и с точки зрения долгосрочной перспективы», - подчеркнул глава ТПП РФ.