Эксперт ТПП РФ рассказал о перспективах развития электронной коммерции между Россией и Турцией
Активизация сотрудничества российских маркетплейсов с турецкими площадками и производителями может стать хорошим подспорьем для наращивания двустороннего товарооборота между Россией и Турцией. Об этом рассказал представитель Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) в Турции Владимир Эммер.

«Турецкая Республика – это один из наиболее динамично развивающихся рынков интернет-торговли в мире, устойчивый рост и потенциал котрого привлекают внимание, как местных бизнесменов, так и мировых инвесторов», - отметил эксперт палаты.

По его словам, в настоящее время объем онлайн-торговли в мире растет в среднем на 10% в год, и уже превышают 5,5 трлн долларов, из которых 720 млрд долларов приходятся на онлайн-экспорт. Турция обладает значительным потенциалом для увеличения объемов онлайн-экспорта. Лишь четверть представителей малого бизнеса занимаются электронной торговлей, а на иностранные рынки вышли 4% компаний.

«Доля электронной коммерции в общем объеме торговых операций Турции к концу 2024 года увеличится до 21,5%. В соответствии со «Стратегическим планом министерства торговли Турции по развитию сектора электронной коммерции на период 2024-2028 гг.» по итогам 2025 года планируется увеличить этот показатель до 23%. В 2025 году этот показатель прогнозируется на уровне 9 млрд долларов, а к 2028 году, как ожидается, он достигнет 15 млрд долларов», - уточнил Владимир Эммер. К 2028 году доля торговли через Интернет может составить 30% от общего объема покупок турецких домохозяйств.

«В целях постепенного углубления двустороннего взаимодействия в сфере электронной коммерции российской стороне целесообразно оказать содействие турецким партнерам в сертификации товаров по стандартам ЕАЭС, произведенных на территории Турции для последующего экспорта на рынок России через инфраструктуру крупнейших маркетплейсов. Одновременно с этим турецким производителям необходимо оказать содействие в таких вопросах как предоставление прав эксклюзивного поставщика для определенных видов продукции, реализация возвращенных потребителями товаров (брак, несоответствие описанию) через отечественные площадки электронной торговли эконом-сегмента, регистрация в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС)», - считает Владимир Эммер.

По его словам, предлагаемые меры поддержки турецкого бизнеса обеспечат минимизацию издержек, а также предоставят турецким брендам гарантии от защиты от недобросовестной конкуренции (поставки контрафактной продукции и/или товаров в обход надлежащих таможенных процедур).

Турецкая сторона обращает внимание на высокую стоимость доставки товаров до двери потребителя. Минимальная цена доставки составляет 17 долларов, при этом ее снижение может быть возможно в случае превышения объема поставок в 300 отправлений в месяц. Многие турецкие производители предпочитают работать с оптовыми продажами, однако недостаточная узнаваемость турецких брендов в России препятствует заключению оптовых контрактов на поставку. Дополнительно производственные предприятия Турции привыкли реализовывать продукцию по схеме «Ex Works» (продажа на заводе/складе производителя), в рамках которой покупатель берет на себя все транспортные расходы. Им требуется время и помощь со стороны логистических компаний для адаптации к требованиям работы российских маркетплейсов, полагает эксперт ТПП РФ.

Кроме того, к сдерживающим факторам развития двустороннего сотрудничества по линии электронной коммерции с Россией турки относят сфокусированность в текущем периоде российских маркет-плейсов на работе с китайским рынком и выстраивании логистических цепочек с прямыми производителями продукции, устраняя промежуточных посредников. Вместе с тем появление стабильных легальных каналов поставки качественных товаров из Турции в Россию может изменить динамику российского сегмента электронной коммерции.

«Развитие сотрудничества по линии электронной коммерции может стать одним из факторов роста двустороннего российско-турецкого товарооборота с учетом переориентации в пост-ковидный период экономически активного населения на покупки онлайн. Одним из дополнительных импульсов для наращивания товарооборота по линии e-commerce может стать подписание соглашения о снижении тарифов на отправку посылок между «Почтой России» и турецким контрагентом – PTT, по аналогии с заключенным в 2020 году договором «Почты России» с почтовым оператором Армении (ЗАО «Айпост»). Такой документ позволил бы снять экономические барьеры для товарооборота и создать конкурентоспособную среду для малых и средних предприятий России и Турции, позволяя использовать отделения почтовой связи в качестве выдачи заказов», - считает Владимир Эммер.

Ранее президент ТПП РФ Сергей Катырин отмечал, что российско-турецкие торгово-экономические отношения могли бы развиваться не только в традиционных отраслях, таких как туризм, энергетика, продовольственная сфера, но и в других.

Справочно: Топ-5 самых популярных сайтов в Турции категории «маркетплейс»: trendyol.com, hepsiburada.com, amazon.com.tr, pttavm.com, aliexpress.com.

Источник: interaffairs.ru