Максим Фатеев: Выставки — способ номер один для продвижения российской продукции

Искусственный интеллект, новые зарубежные партнеры и региональные стенды. Как выставочный рынок будет развиваться в ближайшем будущем

Каждый год в первую среду июня (в 2024 г. это событие выпадает на 5 июня) отмечают Всемирный день выставок — инструмента, который позволяет бизнесу продвигать свою продукцию, налаживать и поддерживать профессиональные связи и быть в курсе тенденций рынка. За последние несколько лет выставочная деятельность в России столкнулась со сложностями из-за пандемии коронавируса и геополитическими изменениями. Несмотря на это, российский выставочный рынок остается привлекательным для зарубежных партнеров и продолжает развиваться. О том, какое будущее ждет выставочную деятельность и как дела обстоят сегодня, «Парламентской газете» рассказал генеральный директор столичного «Экспоцентра», председатель комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Максим Фатеев.

 

- Как повлияли нынешние экономические и политические условия на выставочную деятельность?

Изменился ландшафт конгрессно-выставочной деятельности в стране. Выставки теперь не просто инструмент для продвижения продукции на рынок и увеличения сбыта. Для многих предприятий они стали местом кооперации. Сегодня предприятия ищут на выставках возможности для взаимодействия с властью, с иностранными и отечественными партнерами, а также способы внедрения новых технологий.

Деловые программы выставок тоже приобрели в последнее время особую популярность, потому что взаимодействие с органами власти здесь особенно эффективно. Мы даем возможность лидерам отрасли и тем, кто только начинает проявлять себя, напрямую общаться с людьми, которые принимают решения на государственном уровне.

- Выставочная работа с западными странами, очевидно, сходит, а то уже и сошла на нет. Кто заменил Европу и Америку?

Я не могу сказать, что европейские и американские компании ушли с российского выставочного рынка полностью. Иногда по их просьбе мы не говорим об их присутствии на мероприятиях и активном участии в них. Я согласен с выражением, что нет недружественных стран, есть недружественные правительства. Так вышло, что у нас много дружественного бизнеса в странах, которые возглавляют недружественные правительства.

Конечно, часть компаний за последние годы покинули наш выставочный рынок, но вместо них пришел большой поток бизнеса из стран Ближнего Востока, СНГ, БРИКС. Один из самых активных зарубежных участников сегодня — Китайская Народная Республика. Мы приветствуем наших новых партнеров, так как в первую очередь они приходят не для завоевания рынка, а для кооперации с российскими предприятиями.

- Какие новые тенденции появились в работе?

Одна из основных тенденций, которая начала развиваться после пандемии коронавируса, — развитие гибридного формата выставок. Если же говорить о тематике, то сегодня мы видим особый интерес участников мероприятий к новым технологиям и искусственному интеллекту.

Также все больше внимания приобретают национальные экспозиции. Практически на всех 27 собственных выставках «Экспоцентра» мы делаем упор на таких экспозициях, где страны представляют свой полный потенциал по одному из направлений. Например, недавно у нас завершилась выставка «Металлообработка-2024» — самая масштабная за 65 лет работы «Экспоцентра». Она заняла весь комплекс и собрала под своей крышей более 1500 компаний из 7 стран. Кроме того, были представлены 3 национальные экспозиции: России, Белоруссии и Китая.

- А как себя показывают регионы?

Привлечение на выставки компаний из регионов — одна из главных точек роста наших проектов. Мы выстроили адресную работу с регионами с учетом их отраслевой специфики и приглашаем предприятия на конкретные проекты, связанные с возможностью развития их производств и сбыта продукции. Как показывает практика, это приносит свои плоды, участие российских компаний на наших выставках постоянно растет.

Если посмотреть статистику за 1-й квартал 2023 года и за тот же период 2024 года, то площадь стендов российских региональных участников на наших выставках выросла более чем на 20%.

Почти на всех промышленных выставках мы демонстрируем экспозиции регионов России, благодаря чему они могут продемонстрировать свой потенциал и получить помощь от институтов развития, Министерства промышленности и торговли и Министерства экономического развития.

Из региональных торгово-промышленных палат, которые в полной мере используют эту помощь, можно выделить Владимир, Ярославль, Липецк, Томск, Екатеринбург. Активно стремится к их уровню Московская областная палата, а остальные подтягиваются.

- Исторически так сложилось, что большой вклад в выставочную работу вносят торгово-промышленные палаты, как российская, так и региональные. Вы руководите профильным комитетом ТПП. Как вы оцениваете сегодняшнее взаимодействие организаторов выставок с ТПП?

Организация выставок в сотрудничестве с ТПП помогает укреплять внутренний рынок, поддерживать малый и средний бизнес, а также способствует развитию экспортных возможностей.

Сеть муниципальных и региональных торгово-промышленных палат активно занимается конгрессно-выставочной деятельностью. Об этом говорит и уровень доходов, которые приносят выставки: они занимают второе место в бюджете региональных и муниципальных ТПП. Палаты эффективно взаимодействуют и с органами государственной власти, и с бизнес-сообществом, а «Экспоцентр», будучи частью системы ТПП, предоставляет им преференции.

Многие палаты получили статус наших представителей на местах и статус операторов собственных выставок. Это позволяет предоставлять льготные тарифы предприятиям, представляющим региональную экспозицию. Также мы создали рабочую группу по взаимодействию с региональными ТПП, чтобы эффективно продвигать отечественные товары на внутреннем и внешнем рынках.

Мы работаем над дальнейшим расширением сотрудничества с палатами. В частности, организацией бизнес-миссий деловых кругов на наши выставки, а также проведением региональными ТПП мероприятий деловой программы.

- Что будет с выставками в России и за рубежом в ближайшем будущем? Какие прогнозы?

- Для начала стоит отметить, что выставочный рынок после пандемии восстановился практически полностью и после 2021 года демонстрирует не менее 15-20 процентов ежегодного роста. Российский рынок близок к показателям 2019 года и будет расти, если ему не мешать и помогать развиваться. Внимание Минпромторга к конгрессно-выставочной деятельности, а также изменения в Федеральный закон «О промышленной политике», в который было внесено понятие конгрессно-выставочной деятельности, и утверждение дорожной карты по реализации Стратегии развития отрасли до 2030 года демонстрируют нам, что государство очень серьезно относится к этой сфере.

Рынку необходима господдержка, направленная на создание многопрофильных выставочных центров. Если мы будем развивать центры, в которых выставочные программы будут сменяться общественными и концертными, это поможет эффективнее развивать выставочный сегмент.

И, конечно, для развития рынка предприятиям важно доносить, что выставки — крайне эффективный инструмент продвижения. Зарубежные компании тратят до 20 процентов рекламного бюджета на выставки, а в России эта цифра не превышает 5 процентов. Нам есть куда расти.

В этом году «Экспоцентру» исполняется 65 лет. С каким багажом компания подошла к юбилею?

«Экспоцентр» стал первым организатором регулярных международных выставок в СССР и ведущим оператором национальных экспозиций за рубежом. Одно из наших конкурентных преимуществ — это принадлежность к системе торгово-промышленных палат. Большинство выставок проводится под патронатом Торгово-промышленной палаты России и при поддержке федеральных министерств, что повышает статус и коммерческую эффективность мероприятий «Экспоцентра». С другой стороны, принадлежность к системе ТПП позволяет с помощью региональных палат привлекать большее количество экспонентов из регионов.

Кроме того, у нашего выставочного центра есть ряд преимуществ, которыми не располагают конкуренты. Это, прежде всего, расположение в самом центре Москвы. Сочетание удобной транспортной доступности и близости к достопримечательностям столицы. Во-вторых, мы профессиональная выставочная площадка, предназначенная для проведения выставочно-конгрессных мероприятий любого уровня. И в-третьих, «Экспоцентр» предлагает экспонентам полный комплекс выставочных услуг, от таможенного оформления и застройки стендов до кейтеринга.

Тематика самих выставок необычайно широка. Прежде всего это крупные международные промышленные смотры в области топливной энергетики, станкостроения, электротехники, химии, телекоммуникаций, лазерных технологий, легкой, пищевой и пищеперерабатывающей промышленности, а также социально значимые проекты в сфере здравоохранения, индустрии детских товаров и других важнейших областях.

Главная задача для нас — с одной стороны, сохранить традиции и уникальный опыт, а с другой — адаптироваться к новым реалиям, создавать максимально комфортную атмосферу для бизнес-коммуникаций.

 

Автор: Ксения Суворова

 

Источник: www.pnp.ru