Вице-президент ТПП Елена Дыбова: Главное - не объем выданных денег от государства, а количество предпринимателей, которые эти деньги получили

Как поживает российский малый бизнес в нынешних условиях? Почему его доля в экономике ниже, чем в развитыхстранах? Как ее увеличить?
Об этом и многом другом в открытой студии «Комсомольской правды» на ПМЭФ-2024 мы поговорили с вице-президентом Торгово-промышленной палаты Еленой Дыбовой.

 

«НУЖНО МЕНЯТЬ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ»

- Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, чем нынешний форум в Питере отличается от предыдущих?

- Как участник многих форумов, в этом году я вижу достаточно высокую активность участников и заинтересованность в контактах.

Проведение форума – это всегда серьезная подготовка, это предварительные договоренности о встречах, подписание различных договоров и т. д. И в этом году как никогда велик запрос на обсуждение проблем, на поиск партнеров. В последние несколько месяцев мы работали в очень интенсивном режиме, потому что к нам было очень много запросов – и от российских регионов, и от коллег из других стран.

Это очень хорошая история, и она показывает две вещи. Первое - что бизнес находится в режиме активного поиска. И второе - конечно, вызовы нарастают, но предприниматели не сидят и не ждут, а ищут и пытаются работать на опережение.

- Какие у вас впечатления от форума? Каковы ваши планы на этом ПМЭФе?

- Конечно, меня расстроило, что 5 июня, в стартовый день форума, было очень мало предпринимателей. Совместно со всеми деловыми объединениями мы много лет добивались того, чтобы первый день ПМЭФ стал днем малого и среднего предпринимательства. Раньше в этот день представители МСП могли приехать бесплатно, принять участие во встречах и обсуждениях, почувствовать важность того, что они делают. Сейчас, к сожалению, взносы значительно выросли. И получилось так, что основная часть людей, для которых все готовилось, на форум не приехали.

Ведь питерский форум – это не просто красивая площадка, где все собрались, посмотрели друг на друга, сфотографировались, выпили кофе и ушли, довольные тем, как у нас все здорово.

А планы мои связаны с тем, чтобы донести до всех причастных: мы должны выходить на новые траектории, а для этого нужно менять подходы к взаимодействию бизнеса и власти. И мои планы - в высокой стадии осуществления!

 

НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ, НОВЫЕ СВЯЗИ
- Вы сказали, что вызовы нарастают. А какие вообще задачи Торгово-промышленная палата видит перед собой в нынешней экономической ситуации?

- В мире больше 12 тысяч таких палат, и в каждой стране эта система создана для того, чтобы бизнес мог искать надежных партнеров, коммуницировать, понимать, куда и зачем идти и как работать в деловой среде, которая создана в любом государстве. И сейчас мы, несмотря на санкционные процессы и стоящие перед нами серьезные задачи, помогаем и поддерживаем наш бизнес, который крайне заинтересован в сохранении контактов с иностранными партнерами. Выстраиваем новые контакты, занимаемся поиском этих партнеров. Это очень серьезная и важная международная задача.

Плюс не будем сбрасывать со счетов, что ТПП, как устойчивая и важная экспертная организация, внутри страны тоже решает очень много задач. Это и поддержка бизнеса, и помощь, и оказание большого спектра экспертных услуг.

ТПП – это уникальный институт. Я пришла в Торгово-промышленную палату из бизнеса, как предприниматель с очень большим стажем. И именно в этом я сегодня вижу первостепенную задачу.

 

МИКРОДОХОДЫ МИКРОКОМПАНИЙ
- Елена Николаевна, вы курируете в ТПП малый бизнес. Как он поживает в текущих условиях и насколько зависит от поддержки государства?

- В этом году заканчивает свое действие нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» (он был рассчитан на период с 2019 по 2024 годы, – Ред.). Все эти пять лет работала специальная программа господдержки, малому бизнесу выделялись большие деньги, работали различные программы кредитования.

Больше всего бизнес почувствовал эту поддержку в ковид, многие предприниматели получили прямую помощь.

Но если говорить в целом о ситуации с малым бизнесом в регионах, то, по нашим оценкам, поддержку за последние пять лет получил либо каждый восьмой, либо каждый десятый. Например, только каждый десятый из малых предпринимателей сказал, что он смог получить льготный кредит. При этом в стране есть отдельная программа, по которой государство предоставляет малому бизнесу льготное кредитование.

И мы, торгово-промышленная палата, уже сейчас говорим государству: выстраивая новую программу на пять лет, надо расставить приоритеты. Потому что слишком много поддержки уходит в строительную, в финансовую отрасль. Наша задача - не объем выданных денег, а количество предпринимателей, которые эти деньги получили. И чем больше у нас будет людей, которые будут получать поддержку от государства, тем выше шансы, что наш бизнес все-таки станет более устойчивым.

- Как вы отметили, в этом году закончится действие нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Судя по всему, на смену ему придет новый федеральный проект. Это что-то изменит?

- Конечно, изменит. Понятно, что национальный проект – это более высокий уровень с точки зрения финансирования и внимания государства. Окончательного решения пока еще нет, но скорее всего, малый и средний бизнес войдет в состав большого национального проекта «Эффективная экономика» именно как федеральный проект.

Очень не хочется думать, что меры государственной поддержки будут сворачиваться. Потому что нельзя сказать, что мы достигли всех результатов и в стране сформировалась устойчивая среда для развития малого предпринимательства. Мы видим очень тревожные цифры. К сожалению, на сегодня 97% (!) нашего малого бизнеса – это микробизнес с выручкой меньше 120 млн рублей в год. А средняя численность занятых в таких компаниях – 2,5 человека. Это катастрофически мало. Мы же понимаем, что такие микрокомпании не смогут обеспечить решение тех задач, которые перед нами стоят.

Я вам даже более печальную цифру назову: почти у 80% индивидуальных предпринимателей годовая выручка - меньше 10 млн рублей. Именно такие цифры озвучивает Федеральная налоговая служба.

Получается, у нас есть большое количество людей, которые хотят заниматься бизнесом и даже начали это делать, работают и пытаются зарабатывать… Но по тем или иным причинам, к сожалению, пока не могут вырасти до нормальной финансовой устойчивости.

- А я еще одну тревожную цифру назову. Малый и средний бизнес в нашей экономике занимает чуть больше 20% (подробнее см. «Только цифры»). А во многих развитых (да и не только развитых) странах его доля превышает 50%. Почему у нас так мало? И как увеличить эту долю?

- Высокая доля малого бизнеса сложилась прежде всего в тех странах, где рыночная экономика существует достаточно давно и сформировались возможности для становления такого предпринимательства. Там очень много всевозможных небольших ателье, пекарен, различных других производственных компаний. Они гибкие, мобильные, работают в том числе и на иностранных рынках.

Основная добавленная стоимость – она не в услугах. Она в производстве.

А у нас в этом плане сложилась очень непростая ситуация. В российском малом бизнесе на сегодняшний день практически все сводится к оказанию услуг. А производственным бизнесом занимается меньше 8% таких предпринимателей. Поэтому, конечно, очень трудно добиваться более высоких цифр (доли малого бизнеса в экономики, - Ред.).

К тому же давайте не будем забывать, что у нас уже 12 миллионов самозанятых. К сожалению, их у нас тоже отнесли к нацпроекту - якобы они тоже являются малыми предпринимателями. Хотя по факту самозанятый - это не предприниматель, это человек, который просто пытается сам себе заработать на жизнь.

В общем, с такой структурой и такими оборотами повысить долю малого и среднего предпринимательства до 60-80% ВВП практически невозможно. Нам нужно менять структуру бизнеса. И мы в ТПП на протяжении всех этих пяти лет говорим о том, что необходимо дать возможность нашим людям производить.

- А как ее дать?

- Первый шаг – концентрированно собрать все деньги. Как мы же с вами уже говорили, льготного финансирования на всех не хватает. Значит, надо так и сказать: денег не хватает, поэтому мы будем выдавать их только тем, кто начнет производить. Производственный бизнес – это целевая аудитория.

Затем надо разработать специальные программы. Мы предлагали много вариантов развития производственного бизнеса в России. В том числе специальное налогообложение. Кстати, в тех налоговых изменениях, которые предлагает Минфин, обрабатывающие производства все-таки получат специальный льготный налоговый режим. Почему? Потому что стало понятно, что мы не закроем все наши потребности параллельным импортом.

А еще мы говорили о том, что для наших производственных компаний нужна специальная программа подготовки кадров.

Так что нерешаемых задач нет. Если поставить цели и сконцентрировать усилия; если мы скажем себе, что мы хотим, чтобы бизнес рос, развивался и становился устойчивым, то всегда можно создать программу, по которой государство окажет ему помощь.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП разных стран

США - 44%

Великобритания - 50%

Япония - 50%

Германия - 52%

Китай - 60%

Финляндия - 69%

Италия - 70%

Россия - 21%

 

Евгений Орлов

Источник: www.kp.ru