Торгово-промышленные палаты – рычаг роста событийной отрасли

Вице-президент ТПП РФ Илья Зубков:

 

- На заседании Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, состоявшегося 21 марта, рассматривался вопрос роли системы торгово-промышленных палат страны в реализации Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в России на период до 2030 года. Нам удалось обсудить текущие проблемы отрасли, представить мнение палат на отраслевую проблематику и предложить возможные пути решения отдельных положений обновленной дорожной карты.

Исходя из задач Стратегии и существующих вопросов, одним из решений, принятых по итогам заседания Правления, стало проведение цикла мероприятий для членов торгово-промышленных палат и регионального бизнеса под названием «ТПП – проводник в мир конгрессно-выставочных мероприятий», направленных на популяризацию участия предпринимателей в деловых событиях. В наших планах не только представить возможности палат как организаторов выставок и посредников при организации коллективных стендов, но и дать понимание малому и среднему предпринимательству о возможных субсидиях и льготах, объяснить механизм и перспективы участия бизнеса в выставках и конгрессах.

Закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» закрепляет право ТПП осуществлять поддержку и организацию конгрессно-выставочных мероприятий, а также организовывать выставки, ярмарки и конгрессы, в том числе международные, и обеспечивать подготовку и проведение экспозиций российских товаров за рубежом.

Разветвленная региональная сеть, дочерние организации, высококвалифицированные кадры, материально-техническая база, а также доверие государства, предпринимательского сообщества, сформированное многолетним сотрудничеством, сделали направление конгрессно-выставочной деятельности одним из ключевых в деятельности Торгово-промышленной палаты России.

Практика палат сконцентрирована в следующем:

- проведение ТПП собственных выставочно-ярмарочных и конгрессных событий;

- организация участия предпринимателей в региональных, федеральных, международных конгрессно-выставочных мероприятиях;

- участие в создании и поддержке функционирования организаций инфраструктуры, ориентированной на развитие конгрессно-выставочной отрасли в субъектах Российской Федерации;

- консультационно-методическая поддержка предпринимательского сообщества по вопросам развития конгрессно-выставочной отрасли;

- содействие совершенствованию нормативно-правовой базы по конгрессно-выставочной отрасли.

Также мы работаем над укреплением отношений региональных и муниципальных палат с органами власти по вопросам организации и проведения внутрирегиональных мероприятий, форумов, выставок и конгрессов разной отраслевой направленности. Хорошей практикой привлечения инвесторов и предпринимателей в регион можно назвать Воронежский промышленный форум, организованный выставочным центром «ВЕТА» и Торгово-промышленной палатой Воронежской области. В 2023 году площадку форума-выставки посетили более 5500 человек. Можно говорить о том, что мероприятие играет одну из ведущих ролей в развитии экономики региона.

На площадке Торгово-промышленной палаты Нижегородской области ежегодно проходит около 300 деловых мероприятий разного формата и уровня. Палата стала инициатором и организатором I Межрегионального форума семейных предпринимателей, по итогам которого предложения по закреплению мер поддержки семейным предпринимателям вошли в обновленную Стратегию социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.

В Ставропольском крае во второй раз состоялся Фестиваль сыра и продукции сыроделия КМВ-Cheese. Организатором традиционно выступила региональная торгово-промышленная палата. На фестивале прошла презентация возможностей ставропольских товаропроизводителей. Жители и гости города познакомились с эксклюзивной продукцией сыроделов региона. Также были подняты вопросы событийной повестки в городах-курортах.

Палаты во взаимодействии с органами власти и бизнесом работают и на международном направлении. Так, при поддержке правительства Приморского края и содействии региональной ТПП в рамках Харбинской международной торгово-экономической ярмарки прошел форум «Дни Приморского края». Его основной целью было продвижение экономического, инвестиционного и туристического потенциала региона, информирование китайских участников внешнеэкономической деятельности, инвесторов и предпринимателей о новых возможностях ведения бизнеса и мерах поддержки на территории Приморья.

В 2023 году в выставках и конгрессах, организованных Торгово-промышленной палатой Восточной Сибири, приняли участие более 350 компаний Иркутской области, было подписано 28 экспортных контрактов. За два прошедших года палата организовала и возглавила участие бизнеса из Иркутской области в ключевых международных выставках, посвященных туризму, строительству, сельскому хозяйству, ИТ, горнодобывающему комплексу. Также Торгово-промышленная палата Восточной Сибири – постоянный партнер международного выставочного центра «СибЭкспоЦентр», на площадке которого при поддержке палаты проводятся различные мероприятия.

Мы работаем и над продвижением имиджа и продукции регионов. За 15 лет в Торгово-промышленной палате Российской Федерации успешно проведено более 70 презентаций экономического, промышленного и инвестиционного потенциалов регионов России. Такой формат представления предприятий региона хорошо зарекомендовал себя среди представителей дипломатических миссий, торгпредств и деловых объединений, органов исполнительной и законодательной власти, отечественного и зарубежного бизнеса, профессиональных и общественных организаций.

Работаем и над подготовкой предложений для решения проблемы недостаточности конгрессно-выставочных площадок для проведения мероприятий международного уровня. В текущих экономических условиях этот вопрос необходимо решать неординарными и совместными усилиями, особенно в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. В 2024 году ТПП РФ с участием региональных палат проводит анализ наличия в регионах и муниципалитетах конгрессно-выставочных площадок, действующих в субъектах Российской Федерации, а также мест, потенциально подходящих для организации мероприятий. Речь идет о поиске возможностей для сотрудничества палат, региональных властей, владельцев торговых центров и крупных производственных площадок. При инициативном подходе такие объекты могут стать точками роста конгрессной и выставочной деятельности.

Можно и нужно использовать успешный опыт Москвы и ряда региональных центров, где на крупных заводах и бывших производствах, которые не подвергались серьезной реконструкции, сохранили аутентичность, организованы открытые пространства, фестивальные и конгрессные площадки. При этом они стали местами притяжения различных культурных и деловых мероприятий.

Приведу в пример планы по созданию в Уссурийском городском округе Приморского края кластера международной торговли. Здесь предполагается создать туристическую инфраструктуру и построить международный конгрессно-выставочный центр. Считаю перспективным тот факт, что новый кластер планируется включить в границы территории опережающего развития «Михайловский», что даст его резидентам особые административные преференции и налоговые льготы.

Хочу подчеркнуть, что конгрессно-выставочная деятельность объединяет интересы всех отраслей предпринимательства, сама является бизнесом и продвигает его идеи. Сегодня система торгово-промышленных палат в Российской Федерации занимает достойное место в отрасли и уверенно расширяется за счет человеческого потенциала, экспертной составляющей и материальной базы.

Источник: congresstime.ru