В РФ хотят официально разрешить использовать стейблкоины для трансграничных расчетов
Представители бизнеса считают данную инициативу перспективной. Это поможет проведению трансграничных платежей на фоне санкций и для операций со странами БРИКС. Подробнее об этом PLUSworld беседует с основателем и генеральным директором юридического бюро Sagrada Legal, председателем Комиссии по цифровым финансовым активам ТПП РФ, автором телеграм-канала «Право на деньги» Олегом Ушаковым.

Стейблкоин – это разновидность криптовалюты, курс которой привязан к стоимости базового актива – например, валют (доллара США – USDT, евро – STASIS EURO или юаня – CNHt) или других активов (золота – XAUT). Резервы также обеспечены реальными активами – это стабилизирует их курс. Другие криптовалюты в основном волатильны, что создает сложности в использовании их для расчетов.

 

PLUSworld: В России могут официально разрешить использовать стейблкоины для трансграничных расчетов. Насколько эти криптоактивы перспективны в данном случае?

О. Ушаков: Полагаю, что стейблкойны могут выступать в качестве одного из инструментов для трансграничных расчетов. Безусловно, это не панацея, однако в качестве тактического средства их использование может иметь определенные перспективы.

Основная задача, которая решается в трансграничных расчетах – это предоставить иностранному контрагенту ликвидный или удобный для него актив, который он сможет использовать в своей деятельности (например, как поставщик товара – конвертировать в ликвидную валюту, или как покупатель товара – расплатиться за него с российским поставщиком).

Какие это могут быть стейблкойны? Наибольшей ликвидностью и стабильностью (что соответствует наименованию стейблкойна) обладает USDT – криптовалюта, выпущенная гонконгской компанией Tether. Капитализация USDT превышает 112 млрд долларов США. За счет этого данный стейблкойн используется в криптовалютном мире фактически как аналог доллара. В то же время, использование USDT российскими компаниями или в их интересах потенциально может влечь риски блокировки кошельков и санкций для всех участников сделки.

Возможно, имеет смысл запускать «свои» стейблкойны для целей международных расчетов, которые по своим характеристикам будут представлять интерес не только для российских участников рынка, но и для иностранных контрагентов.

 

PLUSworld: Чем стейблкоины отличаются от других криптовалют и ЦФА?

О. Ушаков: Стейблкойны в отличие, например, от биткойна выпускаются, как правило, конкретными организациями (эмитентами). В этом смысле такого рода стейблкойны напоминают российские цифровые финансовые активы (ЦФА) – они, как правило, тоже содержат то или иное долговое обязательство (например, погасить или выкупить находящиеся в обращении токены). При этом интересно отметить, что с точки зрения российского закона, под «цифровой валютой» понимается такие виды криптовалют, которые не имеют эмитентов (как тот же биткоин или эфир).

Российские ЦФА не могут быть средствами расчетов внутри страны. Стейблкойны же задумывались именно как средство расчетов. В настоящее время в российском законодательстве отсутствует понятие «стейблкойн». Видимо, когда говорится об инициативах узаконить стейблкойны для целей осуществления трансграничных платежей, имеются в виду токены, выпущенные за пределами РФ. ЦФА (напоминающие стейблкойны) для целей трансграна уже использовать можно.

 

PLUSworld: Разрешат ли в РФ использовать стейблкоины для расчетов? Что для этого требуется с правовой точки зрения? И есть ли еще какие-то моменты, которые могут этому помешать?

О. Ушаков: Для легального использования стейблкоинов необходимо введение соответствующего инструментария в российское законодательство. Судя по всему, это произойдет в относительно ближайшей перспективе. Думаю, одновременно с этим необходимо уточнить статус так называемых «иностранный цифровых финансовых активов», упомянутых в российском законе о ЦФА. Полагаю, что имеет смысл в целом говорить о цифровых активах (необязательно финансовых), выпущенных за пределами РФ (причем не обязательно в регулируемых информационных системах).

 

PLUSworld: Насколько стейблкоины эффективны при проведении международных расчетов в период санкций?

О. Ушаков: О рисках блокировки кошельков я уже говорил. Тем не менее, можно подумать о стейблкоинах, так или иначе обеспеченных драгоценными металлами или иными ресурсами, а также о том, как сделать их привлекательными и надежными для иностранных контрагентов. Немалое значение будет иметь порядок разрешения возможных конфликтов (имеются в виду следующие вопросы: какой суд, на какой территории, по каким правилам/ в рамках какого законодательства происходит судебный процесс и т. д.).

 

PLUSworld: Недавно ЦБ РФ выпустил аналитический доклад, посвященный стейблкойнам. Прокомментируйте, пожалуйста этот документ.

О. Ушаков: Банк России проделал очень большую и качественную аналитическую работу. В ЦБ РФ совершенно справедливо отмечают многие риски, присущие стейблкойнам.

В целом, отвечая на те вопросы, которые заданы рынку, на данном этапе развития регулирования необходимо исходить из нескольких принципов.

Для целей международных расчетов следует предоставить возможность использовать максимально широкий инструментарий, в том числе любые стейблкойны, которые готовы принять (напрямую или через посредников) иностранные контрагенты. Если иностранные контрагенты готовы принимать риски, присущие тем или иным стейблкойнам, это необходимо использовать.

В свою очередь, для целей инвестирования внутри страны я бы предложил начать только с тех стейблкойнов, которые квалифицированы в качестве иностранных финансовых инструментов и имеют соответствующие коды ISIN и CFI (по аналогии с допуском иностранных ценных бумаг на российский рынок). При этом процедура допуска иностранных финансовых инструментов на российский рынок может быть существенно упрощена.

Источник: plusworld.ru