По его словам, налоговое регулирование является одним из важнейших механизмов финансового обеспечения ГЧП и концессий. В частности, Налоговым кодексом РФ четко регулируется порядок установления срока полезного использования – периода амортизации объектов основных средств.
«При этом, например, при проведении реконструкций объектов энергетики срок налоговой амортизации может доходить до 20 и выше лет, что может значительно превышать срок концессии. Соответственно, при завершении концессии у компании остаются объекты концессионного имущества не полностью самортизированные», — отметил Катырин.
Проблема заключается в том, что при возврате этого имущества государству налогоплательщик в силу правовой неопределенности не имеет возможности учесть в расходах остаточную налоговую стоимость возвращаемых объектов.
Таким образом, как заметил Катырин, складывается ситуация, при которой у компаний в рамках концессии есть обязательства по несению затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию, но нет права полностью признать затраты для целей налогообложения.
«В результате «искусственно» могут возникать налогооблагаемые доходы, которых в экономическом смысле ГЧП, как представляется, не должно быть», — сообщил глава ТПП РФ.
Он также предложил устранить указанные недостатки.
«Либо предоставить право признания в расходах остаточной налоговой стоимости возвращаемого концессионного имущества, либо установить специальную норму для определения срока полезного использования для созданных или реконструированных объектов концессии, чтобы период амортизации был полностью равен сроку концессии и объекты возвращались с нулевой остаточной стоимостью», — пояснил Катырин.