Глава Совета ТПП РФ по устойчивому развитию бизнеса Елена Мякотникова: «Всегда училась и буду учиться новому»
Директор по устойчивому развитию, член исполнительного комитета РУСАЛа Елена Мякотникова стала председателем Совета ТПП РФ по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству. В интервью она рассказала о своем профессиональном опыте и ключевых направлениях работы Совета.

 

— Елена, расскажите, какие наиболее значимые проекты были реализованы с Вашим участием в сфере устойчивого развития?

— В 2022 году я представляла Россию в «Женской двадцатке» (W20) на саммите в Бали. «Женская двадцатка» тогда стала одной из немногих групп взаимодействия в составе G20, которая подписала коммюнике по итогам саммита. Именно российская сторона предложила выделить климат в качестве отдельного направления — все двадцать стран на это согласились. Я участвовала в первых в России сделках по углеродным единицам, налаживала международные связи, в том числе с ведущими европейскими центрами валидации и верификации.

Что касается РУСАЛа, то в Красноярском крае мы реализуем самый крупный в стране климатический проект по авиационной охране лесов от пожаров. Один из важных его этапов — верификация климатических результатов: в российском реестре углеродных единиц на балансе компании сегодня более 1,3 млн углеродных единиц.

 

— В июне Вы стали председателем Совета ТПП РФ по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству. Какие основные задачи стоят сегодня перед Советом?

— Во-первых, повестка устойчивого развития включает большое количество инициатив по повышению качества окружающей среды. Экология стала неотъемлемой частью современной корпоративной культуры, поэтому, конечно, вопросы сохранения окружающей среды будут в фокусе нашего внимания.

Также Совет будет обсуждать, как распространить проекты развития территорий на все города, а не только города присутствия крупного бизнеса.

Второй значимый вопрос, который мы рассматривали с кандидатами в члены нового состава Совета, — программы отчетности и стандартизации. С одной стороны, вводимые стандарты дают возможность бизнесу продемонстрировать собственные позиции. С другой — большое количество стандартов периодически создает путаницу, негативно влияя на работу малого и среднего бизнеса. Видим свою миссию в том, чтобы помочь компаниям разобраться в сложных вопросах и наладить понятные механизмы работы.

Безусловно, окончательную повестку сформируют те люди, которые и будут ее воплощать. Поэтому по итогам первой встречи обновленного состава Совета, с учетом преемственности и достижений прошлых лет, мы определим, какие перед нами стоят вызовы и какие задачи будем решать в первую очередь.

 

— Сергей Катырин, занимающий в этом году пост председателя Делового совета ШОС, назвал ESG-повестку одним из перспективных направлений сотрудничества в рамках организации. Планирует ли возглавляемый Вами Совет обмениваться практиками с другими странами?

— Да, безусловно, важный аспект, на котором мы сосредоточимся, — международное взаимодействие. Будем стремиться к отладке методологии и гармонизации подходов для стран БРИКС и ШОС. Предстоит долгий путь, но пройти его необходимо.

Недавно делегация РУСАЛа участвовала в Форуме стран ШОС по зеленому развитию в Циндао (КНР). Мы увидели большой запрос на выработку общих подходов к экологии, климату, декарбонизации. А также к социальной повестке: например, взгляды на гендерное равенство у нас с Индией и Китаем в значительной степени совпадают. Мне понравилось выступление китайского представителя, отвечающего за стандартизацию ключевых отраслей экономики. На вопрос «Сколько у вас женщин в руководстве?» он ответил: «Мы не считаем. С нашей точки зрения, подсчет людей по гендерному или любому иному признаку как раз и создает дискриминацию». Здесь я вижу наше пересечение со странами ШОС и БРИКС — оно заслуживает должного внимания.

 

— Окончательный состав Совета пока не утвержден?

— Еще нет, состав Совета и его президиума будет утвержден на первом заседании. Заявки на вступление продолжают приходить — их уже намного больше ста. Конечно, в окончательный состав войдет меньше ста человек. Хочется, чтобы Совет был эффективной структурой, где в работу в равной степени вовлечены все внутренние комиссии, а также региональные представительства (шесть региональных палат уже заявили, что готовы поддержать проекты Совета). Поэтому постараемся принять этичные управленческие решения и сделать правильный выбор.

 

— Как бы Вы определили, что вообще такое «этичный бизнес»?

— Есть классическое определение ответственного бизнеса — это соблюдение прав человека, моральных ценностей, экологических стандартов. Мне кажется, этичность бизнеса должна определяться с самого верха организационной структуры, и лидерам следует ежедневно демонстрировать именно такое поведение. В РУСАЛе работают металлурги — люди дела, всегда честные и открытые. Здесь приняты прямые отношения, у нас не так много уровней иерархии.

Если говорить о фактах, то в РУСАЛе с 2005 года действует кодекс корпоративной этики, который определяет принципы ведения бизнеса, единые для всех подразделений. Это открытость, основа доверительных отношений. Амбициозность, позволяющая ставить вдохновляющие цели и достигать их. Забота как выражение стремления компании защитить жизнь и здоровье людей, сохранить ресурсы планеты. Наконец, это инициативность и сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. Эти пять принципов кажутся нам самыми важными: их разделяют все наши сотрудники.

 

— Существуют 17 целей ООН в области устойчивого развития. Очевидно, РУСАЛ может способствовать достижению нескольких. Что из них компания выделяет в качестве приоритетов?

— РУСАЛ одним из первых в России поддержал все цели устойчивого развития ООН. В 2015 году компания взяла на себя обязательство способствовать их достижению, и мы ежегодно отражаем динамику в отчетах по устойчивому развитию. При этом наша стратегия устойчивого развития базируется и на национальных проектах России. Приоритетные проекты РУСАЛа связаны с заботой об окружающей среде и сохранением экосистем, борьбой с изменениями климата, а также сохранением здоровья и благополучия людей.

 

— Когда Вы учились в вузе, ни словосочетание «устойчивое развитие», ни аббревиатура ESG еще не были в обиходе. Сложно ли было «на ходу» освоить современные экологические, социальные и управленческие стандарты?

— Нельзя забывать, что в Советском Союзе был создан мощный фундамент охраны окружающей среды, промышленной безопасности, корпоративной ответственности, гендерного равенства. Примеров можно привести много. Но, действительно, во времена моей учебы терминов «устойчивое развитие» и ESG еще не существовало.

Уинстон Черчилль говорил, что улучшать — значит меняться, а быть совершенным — значит меняться часто. На своем профессиональном пути я всегда училась и буду учиться новому. За последние два года подробно разобралась в климатической повестке, до этого накопила большой опыт в социальной сфере. Другие области продолжаю изучать сегодня.

 
Источник: kapital-rus.ru