Елена Вартанова, в частности, подчеркнула особенность профессии отражать дихотомичность, сложность и неоднозначность окружающего мира, создавая нарративы: «Мир – это нарративы, противостоящие друг другу. Дихотомия журналистики подводит к тому, что мы постоянно конфликтуем. У нас национальные русские нарративы – это часто «мы и они», «духовное и потребительское». Нарративы становятся сложнее и острее в эпоху неопределенности, текучести. В журналистике, и не только в отечественной, это проявляется отчётливо и ярко. Конечно, журналистика – это профессия с рядом универсальных подходов (технологические приёмы, одинаковые для журналистов всех стран мира). Но, с другой стороны, журналистика – это и особое национальное явление, потому что все журналисты пишут для своей аудитории на её родном языке. Культура становится тем отличительным феноменом, который может вывести любую журналистику в её особое поле, поскольку они – это институт, формирующий единство и идентичность».
Эксперт вспомнила об истории взаимоотношений журналистики и российского государства. Для отечественной журналистики эти отношения исторически имели большое значение. Государство выступало не только как регулятор, но и как активный субъект медиасреды, поддерживая и продвигая общественно значимые журналистские проекты, культурную и этническую тематику. Сегодня государственное участие в формировании уникальной модели отечественной медиасистемы – это исторически сложившаяся традиция, которая представляет «третью модель» развития, отличающуюся от западных и восточных подходов.
«Откуда этот третий путь? Кто эти люди, которые создавали нашу журналистику? Это императоры. Императрица Екатерина II, император Павел I, введший цензуру и определивший ее рамки и, с другой стороны, это писатели, деятели культуры. Даже часто спорят, не является ли Л.Н.Толстой первым военным журналистом. Культурный код отечественной журналистики напрямую связан с русским языком, с той самой системой ценностей, которую продвигала отечественная культура. Что важно в наших СМИ? Культурный код!».
В отечественной модели журналистики – и сегодня шире – медиакоммуникаций – особое место занимает общая система ценностей, маркерами которых выступают разделяемые большинством россиян «культурные коды». В содержании медиа культурные коды транслируются через освещение исторических событий, традиций и коллективных представлений о нашей стране, которые являются общими для нации, а также формирующих ее этнических и социальных групп. Культурные коды в медиа объединяют и идентифицируют эти сообщества, создавая общую основу для социального взаимодействия и взаимопонимания.
Елена Вартанова отметила, что у российской журналистики есть стратегическое преимущество в условиях геополитических вызовов современности. Оно основано на исторических связях журналистики с отечественной культурой, особенно с литературой, с языками народов России, поскольку именно эти явления определяют природу и культуру общественной коммуникации в России.