Как сегодня обстоит ситуация с оплатой исполненных обязательств по контрактам и договорам в рамках государственных, муниципальных и корпоративных закупок? Об этом рассказала президент Ассоциации профессиональных участников торгов и закупок «Флагман», заместитель председателя Совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по развитию системы закупок Юлия Климина.
Реализация контрактов по 44-ФЗ, договоров по 223-ФЗ чаще всего происходит на условиях отсрочки платежа. По 44-ФЗ в текущем году 300 150 контрактов (9% от общей доли) на 3,6 трлн рублей (37% от общего объема) заключены с авансированием. Больше 60% контрактов по 44-ФЗ исполняются на собственные либо привлеченные извне средства поставщиков.
Оплата по контракту по 44-ФЗ происходит в срок не более 7 рабочих дней от даты, когда заказчик подписал документы об исполнении контракта или его этапа, согласно части 13.1 статьи 34 44-ФЗ, за исключением отдельного перечня случаев.
В договорах, заключенных по 223-ФЗ, срок оплаты также ограничен 7 рабочими днями, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке. При этом для договоров с субъектами МСП сроки оплаты ограничены 7 рабочими днями без исключений.
Эти процессы делают технически невозможным соблюдение сроков, прописанных в договорах с поставщиками.
Получается, что 7 рабочих дней, существующие на бумаге, на практике превращаются в месяц-три, а то и более.
Предприниматели часто привлекают заемные средства под исполнение контрактов на тот срок, который установлен в договоре. И вынуждены либо перекредитовываться, чтобы избежать штрафных санкций по действующим займам, либо задействовать средства из других направлений бизнеса, что впоследствии приводит к кассовым разрывам.
Представители со стороны крупнейших заказчиков, в том числе госкорпораций, также нередко обращают внимание на проблему отсутствия необходимого финансирования для оплаты своих обязательств по договорам с подрядчиками в нужный момент. Причинами называют авансирование заказов от заказчика не в полном объеме, крайне сложный доступ к кредитованию, невозможность согласовать платежи в установленный срок, наконец, затянутый цикл финансирования по субсидиям и целевым программам, в рамках которых заключены договоры с нижестоящими исполнителями.
В результате поставщики несут запредельные расходы по исполнению договоров, и вся кредитная нагрузка ложится на плечи небольших предприятий, которым сложно получить адекватные условия финансирования, особенно в текущих условиях.
Кроме того, ряд крупных проектов в промышленности и инфраструктуре исполняется большим числом субподрядчиков, которые автоматически попадают в цепочку неплатежей, и негативный эффект для экономики усиливается в разы.
Предусмотренные нормативно-правовыми актами и законами механизмы взыскания просроченной дебиторской задолженности реализуются долго и зачастую неэффективны. В такой ситуации есть риск увидеть сильный отток поставщиков и исполнителей из сферы закупок госкомпаний и госкорпораций, а также последующие банкротства малых и финансово нестабильных предприятий.