Эксперт ТПП РФ Юлия Климина: существует риск оттока компаний из сферы государственных закупок

Как сегодня обстоит ситуация с оплатой исполненных обязательств по контрактам и договорам в рамках государственных, муниципальных и корпоративных закупок? Об этом рассказала президент Ассоциации профессиональных участников торгов и закупок «Флагман», заместитель председателя Совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по развитию системы закупок Юлия Климина.

Реализация контрактов по 44-ФЗ, договоров по 223-ФЗ чаще всего происходит на условиях отсрочки платежа. По 44-ФЗ в текущем году 300 150 контрактов (9% от общей доли) на 3,6 трлн рублей (37% от общего объема) заключены с авансированием. Больше 60% контрактов по 44-ФЗ исполняются на собственные либо привлеченные извне средства поставщиков.

Оплата по контракту по 44-ФЗ происходит в срок не более 7 рабочих дней от даты, когда заказчик подписал документы об исполнении контракта или его этапа, согласно части 13.1 статьи 34 44-ФЗ, за исключением отдельного перечня случаев.

Внедрение цифровых контрактов и автоплатежей по 44-ФЗ позволило сильно сократить сроки процедур финансового контроля и минимизировать задержки оплат по данным контрактам. Однако по данным отчета Минфина о мониторинге закупок, в 3-м квартале по 8 440 контрактам размещены документы об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта, дата составления которых превышает срок, установленный частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

В договорах, заключенных по 223-ФЗ, срок оплаты также ограничен 7 рабочими днями, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке. При этом для договоров с субъектами МСП сроки оплаты ограничены 7 рабочими днями без исключений.

По информации от делового сообщества, в третьем и четвертом квартале текущего года значительно выросло количество просрочек по оплатам договоров в рамках 223-ФЗ, в том числе поставщикам-представителям малого бизнеса. В числе неплательщиков и госкорпорации и их дочерние общества, причем у некоторых эта проблема системная и нередко зависит от сроков согласований платежей с головной организацией, получением от нее финансирования или акцепта на проведение платежа. В ряде организаций есть реестры платежей на месяц, в которые нужно попасть в начале предыдущего месяца.

Эти процессы делают технически невозможным соблюдение сроков, прописанных в договорах с поставщиками.

Получается, что 7 рабочих дней, существующие на бумаге, на практике превращаются в месяц-три, а то и более.

Предприниматели часто привлекают заемные средства под исполнение контрактов на тот срок, который установлен в договоре. И вынуждены либо перекредитовываться, чтобы избежать штрафных санкций по действующим займам, либо задействовать средства из других направлений бизнеса, что впоследствии приводит к кассовым разрывам.

Представители со стороны крупнейших заказчиков, в том числе госкорпораций, также нередко обращают внимание на проблему отсутствия необходимого финансирования для оплаты своих обязательств по договорам с подрядчиками в нужный момент. Причинами называют авансирование заказов от заказчика не в полном объеме, крайне сложный доступ к кредитованию, невозможность согласовать платежи в установленный срок, наконец, затянутый цикл финансирования по субсидиям и целевым программам, в рамках которых заключены договоры с нижестоящими исполнителями.

В результате поставщики несут запредельные расходы по исполнению договоров, и вся кредитная нагрузка ложится на плечи небольших предприятий, которым сложно получить адекватные условия финансирования, особенно в текущих условиях.

Кроме того, ряд крупных проектов в промышленности и инфраструктуре исполняется большим числом субподрядчиков, которые автоматически попадают в цепочку неплатежей, и негативный эффект для экономики усиливается в разы.

Предусмотренные нормативно-правовыми актами и законами механизмы взыскания просроченной дебиторской задолженности реализуются долго и зачастую неэффективны. В такой ситуации есть риск увидеть сильный отток поставщиков и исполнителей из сферы закупок госкомпаний и госкорпораций, а также последующие банкротства малых и финансово нестабильных предприятий.

Источник: kapital-rus.ru