Сергей Катырин: ТПП РФ выступает за расширение мер поддержки производственных МСП и семейного бизнеса

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) Сергей Катырин подвел итоги 2024 года в интервью для "Капитала страны".

Как Вы оцениваете ситуацию в российской экономике в текущем году? Какие ожидания от 2025 года?

– В 2023 году ВВП России вырос на 3,6%. По итогам 2024 года Правительство ожидает роста на 3,9%. Это выше среднемировых темпов, которые, по данным МВФ, составят 3,2%.

Динамику обеспечивает преимущественно развитие промышленности. Так, за 8 месяцев 2024 года индустриальный рост в России составил 4,5%. Обрабатывающий сектор прибавил 8,1%, а машиностроение – почти 20%. Одновременно в РФ продолжает сохраняться рекордно низкий уровень безработицы – 2,4%.

Вместе с тем в экономике сохраняются сложности и дисбалансы, которые вызваны внутренними структурными ограничениями, такими как дефицит кадров и технологий при почти полной загрузке мощностей.

Что касается перспектив, то, полагаю, несмотря на некоторое замедление темпов роста экономики, динамика все равно останется положительной. Это подтверждают прогнозы. Так, Минэкономразвития предрекает рост ВВП России в 2025 году на 2,5%, в 2026 году – на 2,6%, в 2027 году – на 2,8%.

Торгово-промышленная палата провела опрос предпринимателей в рамках проекта "Бизнес-барометр страны". Исходя из результатов, что сейчас больше всего волнует бизнес?

– В этом году в исследовании приняли участие более 20 тыс. предпринимателей – представители малого, среднего и крупного бизнеса. Темы живые, волнующие. И такая информация, полагаю, будет интересна органам власти, поскольку она содержит оценку состояния в регионах, планы развития бизнеса.

Приведу некоторые результаты.

Почти каждый второй предприниматель сталкивался с нелегальным бизнесом в своей сфере деятельности. При этом 40% всех опрошенных оценили долю теневого рынка как десятую часть экономики своего региона.

Помимо общеизвестных признаков теневого бизнеса (неуплата налогов, серые зарплаты), предприниматели назвали такие: "выдача импортной продукции за отечественную", "участие в закупках дешевого китайского контрафакта под видом российского производства".

Респонденты также оценили условия конкуренции. В частности, 78% предпринимателей воспринимают режим самозанятости как причину оттока штатного персонала.

Сопоставляя условия деятельности и требования, которые должны вести и соблюдать в одних и тех же сферах и самозанятые и предприниматели, например, общепит, индустрия красоты, оказание бытовых услуг, сфера автоперевозок и другие, подавляющее большинство представителей бизнеса – 88% респондентов – оценили условия ведения бизнеса для предпринимателей и самозанятых как неравные. Бизнес настаивает на выравнивании условий для создания честной конкуренции.

Выявлена еще одна тенденция. Респонденты отметили, что цифровизация существенно усложняет взаимодействие с государством: у 78% предпринимателей значительно выросли затраты на обеспечение всех требований. При этом каждому третьему предпринимателю приходится нанимать дополнительных сотрудников для сопровождения всех электронных процессов.

Оценивая новый вектор господдержки на ближайшие 6 лет, наиболее важными ресурсами для бизнеса являются кадры, доступ к новым технологиям, дешевые деньги и инвестиции. Тем не менее, мешают этому росту высокая ключевая ставка ЦБ РФ, дефицит рабочей силы, отсутствие доступных земельных участков и влияние региональных ограничений. В связи с этим более 40% бизнесменов ждут финансовой и методологической поддержки от государства для дальнейшего развития.

С 2025 года нацпроект по поддержке МСП становится частью нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика". Как в этой связи может изменится государственная поддержка предпринимателей? Какие инициативы в этой связи предлагает Торгово-промышленная программа?

– В 2019–2024 годы действовал нацпроект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". В 2025–2030 годах его сделают федеральным проектом, который войдет в более крупный нацпроект – "Эффективная и конкурентная экономика".

Детальные параметры пока не озвучиваются, но, есть опасения, что финансирование программ будет снижено, по некоторым данным, до 20%. Бюджетную оптимизацию связывают с условиями внешних ограничений и дефицита казны.

Разумеется, малый и средний бизнес беспокоит такое сокращение финансирования. В связи с этим высказываются предложения, касающиеся в основном доступа к кредитованию. Например, о том, чтобы основная сумма расходов по федпроекту приходилась на востребованные льготные кредиты МСП в приоритетных отраслях, включая обрабатывающие производства, IT, гостиницы и общепит. ТПП РФ поддерживает данную позицию.

В целом ТПП РФ выступает за расширение мер поддержки производственных МСП и семейного бизнеса, а также за приоритизацию предоставления мер компаниям из этих сегментов.

Также считаю, что необходимо увеличивать долю МСП в экономике России. Этот показатель уже много лет подряд колеблется на уровне 19-21%. При этом в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития на долю МСП приходится более 50% ВВП, в Китае – 60–70%, в США и Финляндии – около 60%, в Италии – более 70%. Россия отстает по этому показателю от других стран.

По нашему мнению, российский МСП недостаточно реализует свой потенциал. Он мог быть более развитым, если бы удалось выстроить эффективную систему поддержки. Важный фактор – доступ к "длинным дешевым деньгам", о нехватке которых бизнес всегда говорит. При наличии такого ресурса можно было сделать акцент на модернизации, развитии производства.

Также стоит продолжать двигаться в вопросах сокращения отчетности и устранения бюрократических процедур. Важно развивать программы поддержки инноваций и экспорта, чтобы МСП могли эффективно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.

Как Вы оцениваете результаты работы экспертов системы ТПП в России с нормативно-правовой базой в этом году? Какие законопроекты будут в центре внимания в дальнейшем?

– Результаты оцениваю как удовлетворительные. В рамках осенней сессии Госдумы наши эксперты сопровождали более 250 важных для бизнеса законопроектов, внесли 42 пакета поправок ко второму чтению, направили 122 заключения, разработали 16 собственных законопроектов, которые находятся на разных стадиях законотворческого процесса.

В рамках оценки регулирующего воздействия экспертами Департамента законотворческой деятельности рассмотрено более 100 проектов нормативных правовых актов, по ним направлено 38 заключений.

Обеспечивается участие 50 представителей ТПП РФ в 43 рабочих группах по "регуляторной гильотине". Они оценивают разрабатываемые проекты нормативных актов на наличие в них избыточных и дублирующих обязательных требований.

Кроме того, совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ и ВШЭ прорабатывается вопрос регулирования неналоговых платежей, включая создание их реестра и принятия рамочного законопроекта "О неналоговых платежах".

Палата также принимала участие в разработке "Рекомендаций по применению налоговой амнистии бизнеса" ФНС России. Отдельные предложения ТПП РФ были учтены при обсуждении вопросов совершенствования налогового законодательства.

В будущем году так же продолжим работу по направлениям законотворческой деятельности, которые затрагивают работу бизнеса.

Источник: kapital-rus.ru