Автор: Илья Зубков, вице-президент, член правления
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, кандидат экономических наук
В рамках Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялось обсуждение вопросов исполнения Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в России на период до 2030 года. В 2024 году был реализован ряд аналитических и практических проектов, направленных как на исследование событийной индустрии в регионах, так и популяризацию отрасли среди представителей бизнеса.
КАРТА КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫХ ЦЕНТРОВ
В 2024 году был проведен опрос среди региональных торгово-промышленных палат о состоянии конгрессно-выставочной отрасли в 83 субъектах Российской Федерации.
В результате получена информация о наличии нормативно-правовых актов, объектов инфраструктуры, критериях оценки участия бизнеса в конгрессах и выставках и другие данные. По данным опроса, 25 регионов России располагают профессиональной конгрессно-выставочной инфраструктурой, подходящей для организации международных мероприятий на высоком уровне. Здесь есть современные специализированные конгрессно-выставочные центры, павильоны для экспозиций и прочее.
В 45 субъектах Российской Федерации респонденты отметили наличие отдельных площадок, которые можно использовать для проведения конгрессов и выставок. В таких регионах для мероприятий используются спортивные арены, отели, дома культуры и т. п.
По итогам исследования Торгово-промышленная палата Российской Федерации обновит в 2025 году карту конгрессно-выставочных центров на своем официальном сайте в разделе «Выставки, презентации, патронаж». Данный перечень смогут использовать в работе как представители ивент индустрии, так и бизнесмены, предприятия и организации, которые планируют проводить различные мероприятия в регионах страны и заинтересованы в удобных площадках для событий.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТРАСЛИ
Во время исследования был сделан акцент на поиске практических примеров региональных нормативно-правовых актов, которые могут быть использованы при разработке документов федерального уровня. Представители системы торгово-промышленных палат в регионах указали наличие таких актов в 19 субъектах Российской Федерации.
Например, в Кировской области действует программа развития выставочно-ярмарочной деятельности региона. В Нижегородской области в 2021 году утвержден порядок предоставления субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по организации и проведению выставочно-конгрессных мероприятий правительства субъекта. Всего выявлено больше 20 региональных нормативно-правовых актов.
Полученные данные будут включены в повестку рабочей группы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли России по доработке проекта закона, регулирующего конгрессно-выставочную деятельность в стране.
В формирование входят представители 37 организаций, в том числе: АО «ЭКСПОЦЕНТР», дирекция и члены Российского союза выставок и ярмарок, представители Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В 2025 году работа в этом направлении будет продолжена.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОК И КОНГРЕССОВ
В первую очередь торгово-промышленные палаты нацелены на помощь предприятиям регионов для эффективного участия в конгрессах и выставках. Сегодня конгрессно-выставочная деятельность играет особую роль в поддержке и развитии бизнеса. По итогам мониторинга первого полугодия 2024 года 60 торгово-промышленных палат оказывают услуги бизнес-сообществу в событийной сфере. К ноябрю 2024 года проведено более 400 выставочно-ярмарочных мероприятий. Организаторами коллективных экспозиций выступили более 70 региональных палат, например, Республик Татарстан и Башкортостан, Приморского края, Воронежской, Кировской, Московской, Брянской областей и других.
В топ-10 по ведению деятельности в первом полугодии 2024 года вошли торгово-промышленные палаты Тюменской, Воронежской, Владимирской, Курганской, Пермской, Липецкой, Рязанской, Брянской, Тульской областей и Республики Татарстан.
При торгово-промышленных палатах работают отраслевые комитеты, к деятельности которых можно присоединиться и предложить свои решения по актуальным региональным проблемам. Такие структуры сформированы в Москве, Санкт-Петербурге, Рязанской области, Приморском крае, Башкирии и Удмуртии, а также в других субъектах Российской Федерации. Новые идеи – это залог успешного бизнеса.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОРУМЫ
Сегодня бизнес ориентируется на повестку, идеи и тренды крупных деловых событий, таких как Петербургский международный экономический форум, Восточный экономический форум, Международный экспортный форум «Сделано в России», Международная промышленная выставка ИННОПРОМ.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации ежегодно формирует делегации из числа своих членов для участия в форумах, проводит сессии и бизнес-диалоги в рамках деловой программы мероприятий. В 2024 году Торгово-промышленная палата Российской Федерации обсуждала вопросы устойчивого развития, международного коммерческого арбитража, сотрудничества в рамках БРИКС и ШОС. Одновременно во взаимодействии с Фондом Росконгресс прорабатываются вопросы льготного участия малого и среднего предпринимательства в международных форумах. В условиях сокращения программ субсидирования участия экспонентов в мероприятиях за рубежом важно, чтобы организаторы также шли навстречу экспонентам – представителям малого и среднего предпринимательства и предоставляли им особые условия сотрудничества.
БИЗНЕС-МИССИИ
Отдельный вопрос – организация бизнес-миссий под эгидой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Для каждой компании составляется индивидуальная программа деловых встреч и обсуждается возможность перспективного сотрудничества с предприятиями региона назначения: подписание контрактов, протоколов намерений и достижение договоренностей.
Представительства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за рубежом оказывают поддержку в организации встреч предпринимателей страны с представителями министерств и ведомств иностранных государств. Одна из недавних бизнес-миссий состоялась на Кубе в рамках Международной Гаванской выставки-ярмарки FIHAV. Были проведены переговоры с президентом республики Острова свободы, состоялись рабочие встречи с заместителями министра экономики, пищевой промышленности и сельского хозяйства, а также министром внешней торговли и инвестиций.
Делегация была сформирована из числа руководителей торгово-промышленных палат Московской, Рязанской, Тульской и Челябинской областей, а также членских организаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Заключен ряд соглашений о сотрудничестве и намерениях. Это полезный опыт для предпринимателей и возможность наладить контакты с зарубежными коллегами без посредников. Для получения информации по планам проведения бизнес-миссий можно обратиться в торгово-промышленные палаты в регионах или в Торгово-промышленную палату Российской Федерации в Москве.
ПОДДЕРЖКА КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Торгово-промышленная палата Российской Федерации и палаты регионов занимаются самостоятельной поддержкой организаторов отечественных мероприятий. Президенты палат, вице-президенты и директора направлений на постоянной основе участвуют в открытиях и деловых программах выставок и конгрессов. Мероприятия получают дополнительную поддержку в виде информационного освещения на сайтах палат и информирования сети членских организаций.
Чтобы структурировать работу, утверждается перечень конгрессно-выставочных мероприятий, проходящих под патронажем Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, которые направлены на развитие и повышение эффективности экономики страны. В 2024 году в данный список вошли 85 проектов. В 2025 году планируется поддержать более 80 мероприятий.
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ
В ноябре 2024 года состоялся вебинар «Торгово-промышленные палаты – проводник в мир конгрессно-выставочных мероприятий», направленный на повышение осведомленности предпринимателей – членов палат о возможностях системы и организаторов событий, подготовки международных бизнес-миссий, деловых программ форумов и коллективных стендов регионов.
Программа мероприятия состояла из трех модулей:
- лучшие практики системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации;
- программы профессионального обучения в области менеджмента конгрессно-выставочных мероприятий;
- практические примеры региональных конгрессно-выставочных площадок и организаторов мероприятий.
Для участия в вебинаре зарегистрировались более 100 слушателей из 51 региона России. Также к мероприятию присоединились коллеги из Республики Беларусь и Узбекистана. Свои проекты представили руководители и эксперты Воронежской, Калининградской, Приморской и Вятской торгово-промышленных палат, а также эксперты АО «ЭКСПОЦЕНТР», автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей», Российского союза выставок и ярмарок. А также организаторы региональных выставочных мероприятий: компании «Мир-Экспо», «ЭкспоФорум-Интернэшнл», Международный выставочный комплекс «Новосибирск Экспоцентр». Планируется продолжать практику ознакомления бизнеса с выставочными организаторами и операторами, на постоянной основе приглашать на вебинары ведущих отечественных специалистов отрасли.
Во время регистрации на вебинар был организован добровольный опрос слушателей, направленный на выявление заинтересованности в прохождении обучения различным тематикам, относящимся к конгрессно-выставочной деятельности.
По его итогам сформирован рейтинг востребованности образовательных программ среди представителей бизнеса. Программы по повышению эффективности участия предпринимателей в мероприятиях наиболее актуальными назвали 62% респондентов. Программы по маркетингу и пиару в выставочной деятельности выбрали 58% опрошенных. Организацию и проведение мероприятий, а также обучение использованию возможностей искусственного интеллекта отметили 54% респондентов. Правовые аспекты выставочной деятельности интересуют 40% опрошенных. Экологические устойчивые практики в организации мероприятий были интересны для 20% участников вебинара.
Позиция Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросу подготовки кадров однозначная – отрасли необходимо сформировать профессиональный резерв из молодых заинтересованных специалистов, также необходимо создать благоприятные условия для повышения компетенций экспертов из других отраслей. В том числе, активнее нужно применять доступные механизмы наставничества, работать с вузами и учебными заведениями по вопросу организации прохождения практики студентами на конгрессно-выставочных площадках.
Решению кадровых проблем будет способствовать работа Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).
С 2024 года Международным институтом менеджмента объединений предпринимателей системы торгово-промышленных палат страны и РСВЯ реализуется программа «Современные инструменты менеджмента выставочной и конгрессной деятельности», в рамках которой прошли обучение 176 слушателей из 43 регионов России.
Опубликовано в журнале CongressTime №4 (29) 2024