– К нам регулярно обращаются за консультациями по процедурам, которые необходимо пройти для стабильной работы на рынках Евразийского экономического союза. Часто предпринимателей интересуют пищевые регламенты и вопросы их корректного применения.
Один из самых обсуждаемых регламентов – ТР ЕАЭС 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции», который никак не вступит в действие с 2018 года. Его «активация» сдвигалась уже несколько раз. Последний перенос был в апреле 2024. Вступление в действие запланировано на июль 2025 года. Сейчас в проработке новый проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в ТР ЕАЭС 047/2018.
Текст документа находится на стадии согласования, но предусмотрительный бизнес заранее интересуется изменениями, которые могут войти в ТР ЕАЭС 047/2018. Сразу отмечу, что изменений очень много. Они касаются и сути основных понятий, и терминов, и допустимой рецептуры, и требований к безопасности. Я расскажу об основном.
Добавлены новые определения: «виски национальный», «спиртной напиток газированный», «спиртной напиток негазированный», «напиток спиртной на основе рома», «сидр традиционный», «сидр фруктовый традиционный», «напиток сидровый», «дистиллят виски национального», «неисправимый брак», «самопроизвольное спиртовое брожение», «увяливание винограда». Всех этих терминов ранее не было в техническом регламенте.
В определениях «крем», «пунш», «пунш с ромом» термин «фруктовое» сырье заменяется на «плодовое». «Ликером крепким» теперь именуется ликер крепостью не менее 35% с содержанием сахара не более 100 г/л (было не менее 250г/л). Внесены корректировки в определения «ром» и «спиртной напиток из зернового сырья», «дистиллят виски», «дистиллят зерновой (дистиллят зерновой невыдержанный)», «дистиллят ромовый», «спиртованный морс», «спиртованные настои», «вода подготовленная (исправленная)», «полуфабрикат ликероводочного производства», «производственная партия алкогольной продукции», «дрожжи пивные» и т.д.
Меняются и требования к безопасности к алкогольной продукции. В частности, пункт о том, что для пивоваренной продукции допускается использование пищевых добавок, предусмотренных приложением № 4 к ТР ЕАЭС 047/2018, вынесли отдельно. Для производства сидров, сидров фруктовых и пуаре допускается использование пищевых добавок, в соответствии с приложением 3 к ТР ЕАЭС 047/2018. Для производства спиртных напитков допускается использование ванилина.
Изменения внесены в пункт 47, касающийся маркировки продукции. Для категории «виски» добавлен следующий момент: «допускается наименование виски дополнять прилагательным, производным от государства происхождения виски (например, российский виски, белорусский виски, казахский виски и др.) при условии, что рецептура, сырье и все стадии производства виски, включая розлив, производятся на территории указанного государства-члена, являющегося производителем продукта».
По пивоваренной продукции появились следующие уточнения: «допустимое отклонение объемной доли этилового спирта для пива конкретного наименования от указанного значения на этикетке составляет +/- 0,5%»); «для пивоваренной продукции и медовух указание массовой концентрации сахаров не требуется».
Также проект регламента допускает маркировку алкогольной продукции, произведенной без использования ароматизаторов, дополнительной справочной информацией в виде изображения либо текстового описания других пищевых продуктов, вкус и (или) аромат которых имитируется компонентами, входящими в состав алкогольной продукции. Информация наносится в целях описания вкусовых и ароматических (органолептических) свойств продукции и предоставления потребителю дополнительной информации о свойствах покупаемого продукта.
Важный момент – появление в регламенте информации о сроке действия протокола испытания, на основании которого будет регистрироваться декларация соответствия.
По замыслу разработчиков документа для регистрации декларации заявитель предоставляет документы и протоколы испытаний, проведенных в испытательном центре, «при условии, что с момента оформления ПИ прошло не больше одного года». Раньше нигде данной информации не было. Кроме того, изменились сроки действия деклараций.
Появился в обновленном документе пункт 60 (ранее их было 59). Он звучит так: «государства-члены вправе вводить ограничения на производство и (или) обращение (вплоть до запрета) на своей территории слабоалкогольных тонизирующих напитков»
Внесены корректировки и в показатели безопасности. К примеру, изменились цифры по содержанию этилового спирта в текиле, производимой в регионах Мексики. Объемная доля метилового спирта в пересчете на безводный спирт теперь от 0,03% до 0,3 %. Ранее стояла норма 0,05. Расписали органолептические показатели для водки особой и добавили крепость для водок особых (от 37,5 до 45 %). Ранее было общее значение от 37,5 до 56 %.
Добавлены показатели идентификации для «виски национального» и «зерновых, висковых и ромовых дистиллятов, используемых для производства спиртных напитков», для продуктов брожения (таких как сидры, сидры традиционные, фруктовые, пуаре, сидры фруктовые ароматизированные). Добавлена таблица с перечнем пищевых добавок, допустимых к использованию при производстве сидоров, сидоров фруктовых и пуаре.
Также стоит обратить внимание на новую редакцию показателей «гигиенические требования безопасности к пивоваренной продукции и сырью для ее производства», на нормирование содержании токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов в солоде, на изменения в физико-химических показателях по ряду продуктов.
Повторюсь, пока это проект, но многие предложенные разработчиками изменения с высокой долей вероятности в скором времени будут приняты. Производителям напитков стоит уже сейчас детально ознакомится с новыми требованиями, если нужно – обратиться к консультантам и заранее продумать изменения в производственных и бизнес-процессах, которые могут потребоваться.