Как изменить условия контракта и не получить претензию от контролера?

По общему правилу условия государственного или муниципального контракта после его подписания должны оставаться неизменными. Однако на практике объективные экономические условия могут складываться так, что контракт попросту невозможно исполнить без корректировки первоначальных условий. И в январе 2025 года вступили в силу поправки в законодательство о контрактной системе, расширяющие пространство для обоснованного изменения подписанных условий. Но для того, чтобы не получить обвинения в злоупотреблениях, заказчику необходимо помнить о целом ряде нюансов. О них и пойдет речь в статье Дмитрия Александровича Казанцева, члена Совета ТПП РФ по развитию закупок, к. ю. н.

Изменение условий поставки или подряда для обычного, коммерческого заказчика — нормальная хозяйственная практика. Могут измениться его собственные потребности, возможности поставщика, погодные условия, наконец, рыночные цены. При выполнении строительных работ могут выясниться подробности, о которых ни заказчик, ни подрядчик не знали и не могли знать при заключении контракта. В таком случае стороны обсуждают, согласовывают и подписывают дополнительное соглашение к уже имеющемуся договору.

И уже эта нормальная хозяйственная практика демонстрирует три важнейших принципа изменения договорных условий. Во-первых, такие изменения всегда производятся только на основании согласия всех сторон договора. Во-вторых, факт этого согласия оформляется в письменной форме. Не обязательно на бумажном носителе, но, как правило, именно в виде дополнительного соглашения к договору. В-третьих, и это главное, любые корректировки должны быть обоснованными. Причем необходимо подчеркнуть, что основанием для корректировки договора является не произвольное желание одной из сторон, а необходимость исполнения договорных условий.

Изменение условий договора можно считать объективной необходимостью тогда, когда без таких изменений договор просто не может быть исполнен.

Вопрос изменения условий договора (контракта) в рамках контрактной системы очень специфичный. Неизменность условий государственных и муниципальных контрактов в течение всего срока их действия является базовой нормой для любого заказчика. Иными словами, даже при наличии объективной необходимости заказчик не вправе изменять контрактные условия в том случае, когда Закон № 44-ФЗ не разрешает ему этого делать.

Принято считать, что такое правило контрактной системы призвано защитить интересы бюджета и сохранить бюджетные средства, исключив факт их необоснованного расходования. Практики могут самостоятельно оценить, в какой мере данный посыл является реалистичным. В любом случае по мере развития контрактной системы даже она стала обогащаться нормами, согласно которым корректировка контракта в отдельных случаях все же допустима.

В самом тексте Закона № 44-ФЗ предусмотрен целый ряд ситуаций, в которых изменение условий контракта возможно. И заказчику важно об этом помнить: без ссылки на конкретную норму Закона № 44-ФЗ изменение контракта будет считаться нарушением. Эти нормы распределены по всему тексту (хотя и обобщаются в статье 95), и сложность в том, что правила их применения неодинаковы. Для того чтобы проще было ориентироваться в допустимых случаях изменения контракта, можно условно объединить их в три группы:

— универсальные разрешения;

— разрешения для отдельных видов закупок;

— разрешение по спецнорме.

Но во всех этих случаях заказчику нужно помнить о базовых правилах. А именно: заказчик должен обосновать изменение контракта, подписать дополнительное соглашение с поставщиком, размесить в ЕИС дополнительное соглашение в том же прядке, что и сам контракт. Иногда к этим базовым правилам добавляются процедурные требования, о которых будет сказано ниже.

Любые корректировки контракта, предусматривающие увеличение его цены, допускаются лишь в том случае, если заказчик не выходит за пределы доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Универсальные разрешения

Универсальные разрешения характеризуются тем, что при наличии хотя бы одной из предусмотренных законом ситуаций любой заказчик может изменить нормы уже подписанного контракта, не прибегая для этого к дополнительным закупочным процедурам. Предмет контракта при этом роли не играет. Перечень подобных ситуаций строго ограниченный. Прежде всего заказчик может подписать допсоглашение к контракту при снижении цены без изменения объема поставки и иных условий контракта.

Заказчик может инициировать увеличение или уменьшение объема поставки товара, выполняемой работы или оказываемой услуги, но не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему поставки. Цена единицы товара в этом случае должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара. Можно пересмотреть срок исполнения отдельного этапа без изменения общего срока исполнения контракта.

И наконец, цену контракта можно пересмотреть в случае изменения регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги. Разумеется, такой пересмотр будет обоснованным лишь в том случае, если заказчик сможет сам или по инициативе поставщика доказать влияние регулируемых тарифов на цену контракта. Ведь регулируемые тарифы могут влиять на цену контракта даже тогда, когда предметом поставки не является та продукция, цены на которую подлежат государственному регулированию. В любом случае подобные расчеты стоит зафиксировать в письменном виде. Кроме того, целесообразно приложить их к дополнительному соглашению. Конечно, включение расчетов в основной текст соглашения не вполне соответствует современной юридической технике, а вот включить их в допсоглашение в качестве приложения представляется более чем уместным.

 

Разрешения для отдельных видов закупок

Изменения контрактных условий при закупке отдельных видов товаров, работ и услуг оформляются дополнительным соглашением. Однако в отличие от универсальных разрешений в данном случае ключевое значение имеет предмет закупки, а иногда еще и способ закупки. Допускается корректировка цены и сроков контракта при изменении объема или видов выполняемых работ:

— по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства;

— геологическому изучению недр;

— сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Такое же правило действует, например, и при включении в предмет контракта одновременно выполнения работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Однако во всех перечисленных выше случаях корректировка допускается лишь в пределах 10% от цены контракта.

Если контракт, предметом которого является выполнение вышеперечисленных работ, не исполнен в установленный срок, то допускается однократное изменение срока исполнения контракта. Разумеется, контракт должен быть не исполнен либо по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения (в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию), либо по вине подрядчика. При этом срок может быть увеличен не более чем вдвое. То есть если изначально контракт был заключен, например, на два года, то срок его исполнения можно сдвинуть на год, на полтора или на два, но вот на два с половиной года увеличить его уже не получится.

Также разрешена корректировка контракта, подписанного по итогам закупки у единственного поставщика, в следующих случаях:

— закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

— закупка услуг организаций коммунального хозяйства (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение и т. п.);

— закупка услуг центрального депозитария;

— аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;

— закупка юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов России в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств;

— заключение ФОИВ контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом. Независимо от способа закупки в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением.

 

Разрешения по спецнормам

Хотя понятие «спецнорма» не фигурирует в качестве официального в действующем законодательстве, но им, как правило, объединяют ситуации, в которых для изменения контрактных условий требуется одобрение высшего органа исполнительной власти. Для федерального заказчика таким органом является Правительство РФ, для регионального заказчика — администрация субъекта РФ, для муниципального заказчика — администрация муниципального образования.

Федеральным законом № 494-ФЗ на текущий год продлено действие общей спецнормы. Согласно ей, если контракт подписан до конца 2025 года и при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, то в этот контракт могут быть внесены изменения, обеспечивающие сохранение возможности исполнения контракта (классический случай — увеличение цен на поставки импортных комплектующих). Такое изменение инициируется и обосновывается поставщиком, утверждается заказчиком, но для подписания дополнительного соглашения требуется еще и одобрение высшего органа исполнительной власти.

Можно ожидать, что со временем эта норма из срочной станет постоянно действующей. Но пока в качестве постоянных спецнорм заказчику доступны следующие.

  1. Изменение крупного долгосрочного контракта в ситуации, когда «исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно». По общему правилу для федерального заказчика сегодня это контракт на срок не менее трех лет и на сумму не менее 10 миллиардов рублей. Для регионального заказчика порог — три года и 1 миллиард рублей, для муниципального — один год и 500 миллионов рублей. Разумеется, есть и исключения. Для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд и включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, ценовой порог составляет 40 миллионов рублей. Для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд и включающего выполнение работ по геологическому изучению недр, — 100 миллионов рублей. Для контракта жизненного цикла — те же 100 миллионов рублей. Для госконтракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам ценовой порог составляет 1 миллион рублей, а для такого же муниципального контракта — 100 тысяч рублей.
  2. По согласованию с высшим органом исполнительной власти заказчику разрешается изменять контракт, предметом которого является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ. Срок действия такого контракта опять же должен составлять не менее одного года.
  3. Контракт можно изменить, если он заключен на срок не менее одного года и при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность исполнения (в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию). При этом его цена должна быть не менее 100 миллионов рублей, а условия — предусматривать выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. В этом случае разрешение высшего органа исполнительной власти выдается лишь в том случае, если изменение контракта не приведет к увеличению срока его исполнения или цены более чем на 30%.

Алгоритм

Несмотря на разнообразие норм, требований и исключений, заказчику, имеющему потребность в изменении контракта, можно рекомендовать следующий обобщенный алгоритм действий:

  1. Найти в Законе № 44-ФЗ норму, разрешающую корректировку конкретного контракта.
  2. Запросить у поставщика параметры изменений и обоснование каждого из этих параметров, а также обоснование того, что контракт не может быть исполнен без внесения в него изменений.
  3. Оценить предоставленные поставщиком материалы на предмет полноты и достоверности.
  4. Проверить наличие лимитов бюджетных обязательств.
  5. Подготовить проект дополнительного соглашения к контракту и включить уже собственное обоснование в приложение к этому проекту.
  6. Разместить подписанное дополнительное соглашение в ЕИС.

Если корректировка контракта осуществляется по спецнорме, то последний пункт необходимо предварить получением разрешения от высшего органа исполнительной власти. В любом случае при изменении цены или сроков исполнения контракта в дополнительном соглашении нужно отразить новые требования, касающиеся обеспечения исполнения контракта.

 

Перспективы регулирования изменения контрактов

Обобщенная схема внесения изменения показывает, что базовые требования к корректировке контракта — это обоснованность таких корректировок и их прозрачность. Представляется, что по мере развития контрактной системы модель, при которой в законе прописывается каждая конкретная группа оснований для корректировки, уступит место более совершенной юридической технике.

Если казуальное регулирование уйдет в прошлое после признания успешными экспериментальных режимов, то целесообразно позволить заказчику менять уже подписанный контракт, когда имеет место сочетание трех базовых условий. Во-первых, исполнение контракта невозможно без его корректировки, и заказчик может это обосновать. Во-вторых, и сами изменения, и их обоснования размещены заказчиком в ЕИС. В-третьих, до заказчика доведены соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Представляется, что именно такой подход позволит одновременно и обеспечить защиту бюджетных интересов, и качественно снизить издержки на осуществление реальных хозяйственных отношений между заказчиком и поставщиком.

 

Источник: rufincontrol.ru