Елена Дыбова: Российские семейные компании - драйверы социально-экономического развития регионов и страны в целом
На сегодняшний день семейное предпринимательство в России составляет серьезный пласт экономики регионов и страны в целом. 

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова в своем выступлении на заседании рабочей группы «Социальное предпринимательство» комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Эффективная и конкурентная экономика» поделилась мнением о большом потенциале семейных компаний не только для экономического, но и для социального и демографического развития страны.

Национальные цели развития и другие задачи, которые ставит на текущий момент руководство страны для ее успешного развития, неразрывно связаны с благополучием семьи. Семья, которая ведет свой бизнес, самостоятельно обеспечивает себе финансовую устойчивость и стабильность. Семейные предприниматели стремятся развивать свое дело на долговременную перспективу с тем, чтобы передавать его следующим поколениям для обеспечения стабильного дохода и благополучия семьи. Надежная и стабильная финансовая база семьи, в свою очередь, позитивно отражается на демографических и социальных показателях. Уже сейчас по статистике в среднем семьи предпринимателей имеют трех и более детей. Кроме того, общее дело способствует сплочению членов семьи, снижая количество разводов. Тесное взаимодействие представителей разных поколений семьи при ведении бизнеса укрепляет их связь, обеспечивает социальное здоровье семьи. Молодежь, реализуя себя в семейном деле, остается в регионе, и компания остается налогоплательщиком своего региона, что позитивно влияет на повышение комфорта локальной среды.

Вместе с тем, на сегодняшний день имеется ряд острых вопросов, без решения которых поднять семейное предпринимательство на новый уровень для полной реализации их потенциала представляется крайне затруднительным. Как и любой другой бизнес, семейные компании нуждаются в поддержке. На старте важна финансовая поддержка в форме грантов, субсидий, особых режимов кредитования. На этапе устойчивого и стабильного развития актуальными становятся вопросы передачи и наследования семейного дела, а также проблема дробления бизнеса, для решения которых необходимо наличие соответствующей нормативно-правовой базы. Торгово-промышленная палата Российской Федерации в рамках развития и продвижения семейного предпринимательства в России на протяжении семи лет работает над решением этих вопросов, и в качестве первостепенной меры предлагает закрепить понятие семейного предпринимательства в Федеральном законе №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Это позволит оказывать целевую поддержку семейным предприятиям как сектору экономики. Конечно, семейным компаниям как представителям малого и среднего предпринимательства доступны соответствующие меры государственной поддержки. Но поскольку данные меры поддержки предназначены для широкого круга целевых групп бизнеса, в условиях ограниченности выделяемых ресурсов для многих предпринимателей они остаются недоступными. Поэтому необходимо взять курс на поддержку предприятий с потенциалом отдачи, и семейные предприятия, отличающиеся большей выживаемостью и потенциалом развития, в этом отношении являются перспективной целевой группой.

ТПП РФ подготовила предложения по мерам поддержки семейных компаний, которые готова вынести на обсуждение после законодательного закрепления понятия семейного предпринимательства на федеральном уровне, а также разработала критерии для разграничения между дроблением компании и здоровым ростом и развитием семейной компании, которые позволят налоговым органам создать соответствующий подход и практику применения. Также со стороны ТПП РФ ведется работа над правовым механизмом наследования, поскольку предложенные на сегодняшний день механизмы, как, например, личный фонд, не получили широкого применения на практике.

Благодаря продвижению семейного предпринимательства со стороны ТПП РФ в 14 регионах на уровне местного законодательства закреплено понятие семейного предприятия, и еще в 20 регионах ведется соответствующая работа.

Таким образом, вклад государства в развитие семейного предпринимательства выступает эффективной мерой достижения национальных целей развития страны и поддерживает институт семьи.

Источник: www.gosrf.ru