Обобщение данных
«Начну с обобщения данных. ФНС – это прежде всего IT-гигант. Налоговики располагают массивом так называемых «больших данных» (big data) c исчерпывающим объемом информации о юридических и физических лицах. Эти данные увязаны между собой.
Служба использует ИИ с технологиями машинного обучения. В арсенале есть даже блокчейн. На нем, к примеру, работает Единое хранилище машиночитаемых доверенностей (МЧД).
Краеугольным камнем, на котором базируется весь сегодняшний налоговый контроль, является автоматизированная информационная система «АИС Налог 3». Она создана для систематизации и автоматизации работы ФНС, а также предназначена для пополнения баз данных из внешних источников: из Росреестра, ГИБДД, Ростехнадзора.
Благодаря интегрированному модулю обмена банковской информацией инспекторы практически в режиме онлайн могут получать информацию о счетах налогоплательщиков, а также о движении денежных средств по счетам юридических и физических лиц.
Кроме этого, существует программный комплекс «АСК НДС-2», при помощи которого анализируются источники НДС по цепочке хозяйственных операций на предмет так называемого «расхождения». Речь идет о тех ситуациях, когда кем-то из участников в цепочке хозяйственных операций применяются механизмы агрессивной налоговой оптимизации НДС, а вышеупомянутая система помогает установить конкретного выгодоприобретателя от этой оптимизации.
Также есть АСК ККТ. Эта автоматизированная система снимает показания кассовой техники и дополнительно к своей основной задаче позволяет отслеживать реальный уровень цен и потребления в стране в разрезе любой товарной позиции на российском рынке – начиная с продуктов и заканчивая сложным промышленным оборудованием.
Заостряю внимание не только на факте хранения, но и на умении ФНС увязывать данные из реестров и систем между собой.
Приведу пример. Если бы раньше две фирмы под руководством бывших супругов с разной фамилией заключили сделку, то их бы не сочли взаимозависимыми по критерию родства. Никто бы не узнал, что они были женаты. Сейчас же, по причине интеграции баз данных ЗАГС в «АИС Налог 3», инспектор может в автоматическом режиме проверять взаимозависимость участников сделки, что значительно усложняет проведение таких сделок в сегодняшних реалиях».
Риск-ориентированность
«Перейдем к риск-ориентированности и сегментации. ФНС делит юрлица на опасные и безопасные с помощью так называемого «скоринга». По этой методике налоговая присваивает организациям определенное количество баллов по заданным критериями и сопоставляет ключевые показатели с утвержденной нормой. Эта система формализована.
Для оценки благонадежности бизнеса и его контрагентов ФНС опирается также на своеобразный аналог банковской системы ЗСК – речь идет про модуль СУР (система управления рисками) вышеупомянутого «АСК НДС-2»: с помощью указанного модуля автоматически определяются роли контрагентов по отношению к проверяемому лицу, которые на основе финансовых, имущественных и множества других показателей воспринимаются налоговым органом либо в качестве сущностных (то есть реальных) организаций, либо в качестве «технических», сомнительных компаний.
Таким образом, мы видим, что налоговики заведомо по-разному относятся к тем или иным фирмам. Это «предубеждение» позволяет инспекторам вне рамок проверки заранее уведомлять налогоплательщиков о рисках при операциях с сомнительными контрагентами. Превентивный контроль заставляет многих усомниться в успехе попыток получить необоснованную налоговую выгоду и отказаться от таковых.
Так, в фоновом режиме инспекторы выполняют норму по собираемости, не прибегая к дорогостоящим выездным проверкам. По ряду подсчетов, «себестоимость» выездных налоговых проверок составляет в среднем 70 копеек от каждого доначисленного и уплаченного в бюджет рубля. У ФНС, как мы видим, тоже есть внутренний показатель рентабельности, и он нуждается в улучшении».
Неформальные связи
«Под сохранением неформальных связей я понимаю контраст между технократизмом, о котором мы говорили выше, и стремлением инспекций устанавливать персональные отношения с бизнесом на местах. Речь не о коррупции, а о достижении паритета «win-win» законными способами.
Ахиллесовой пятой ФНС, несмотря на фантастическую цифровизацию, до сих пор остается тяжелый кадровый голод – слишком мало желающих за весьма скромное вознаграждение осуществлять сложнейшие с интеллектуальной точки зрения мероприятия налогового контроля.
Это исключает повальное назначение выездных налоговых проверок в отношении всех возможных нарушений и нарушителей и приводит к той ситуации, когда инспекции выгоднее найти общие точки соприкосновения по тем или иным вопросам, нежели начинать проверку без проверяющих и внятных перспектив».