Маркировка рекламы и другие законодательные инициативы уходящего года рассмотрели эксперты в сфере медиакоммуникаций

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций обсудил поправки к ФЗ «О рекламе»: как отражается маркировка интернет-рекламы на СМИ, процедуру отчислений за произведения, охраняемые авторским правом, и другие законы и законопроекты, которые прямо или косвенно касаются игроков медиарынка.

6 декабря 2022 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации в смешанном формате прошло заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций на тему: «Некоторые вопросы обеспечения юридической деятельности региональных медиа».

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, исполнительный директор СТП Медиа Игорь Потоцкий обозначил несколько важных  вопросов, которые вошли в повестку предпоследнего заседания Комитета в 2022 году. Первый и один из наиболее обсуждаемых в медиасреде вопрос – поправки к ФЗ от 02.07.2021 года №324-ФЗ «О внесении изменений в закон «О рекламе» (введение единой системы учета рекламы, маркировка рекламы в интернете). По его словам, несмотря на активное обсуждение нововведений с представителями ФАС и Роскомнадзора, ясности в отношении того, как будет применяться закон, не прибавилось.

Своим опытом  по маркировке интернет-рекламы поделилась Александра Бушуева, руководитель государственного Информационного агентства «Комиинформ» (Республика Коми). Она отметила роль ТПП РФ в информировании предпринимателей об изменениях в законодательстве. Как представитель региональных СМИ Александра Бушуева рассказала о том, как маркировка рекламы уже отразилась на взаимоотношениях с рекламодателями. Они, опасаясь субсидиарной ответственности за не достоверную передачу информации о рекламе, не спешат перезаключать годовые контракты. Многие против того, чтобы чувствительная информация о компании, ее расходах передавалась третьим лицам.

«Мы, СМИ, сегодня выживаем благодаря рекламе. Выживаем, я подчеркиваю, не зарабатываем, не жируем, - подчеркнула  Александра Бушуева. - На сегодня агентство имеет всего три договора, заключенных на 2023 год, в то время как раньше в этот период их было десятки. Кроме выпадающих доходов у агентства появились расходы на маркировку рекламы, которые, включая затраты на зарплату и оплату оператору рекламных данных, превысят миллион рублей в год. Получается, что рекламные бюджеты сократятся, а расходы вырастут». Характеризуя понятийный аппарат нововведений, Александра Бушуева констатировала: «Понятие «рекламы» настолько размыто, субъективно и неопределенно, что при большом желании или чьем-то заказе, рекламой можно признать все: аналитические статьи, информационные материалы. Нет четких определений и граней. И когда я пишу запросы в Коми отделение Роскомнадзора, то мне отвечают – на усмотрение суда. Мне три штрафа и я на лопатках». В завершение она предложила исключить СМИ из этого закона целиком, «потому что СМИ, публикуя рекламу, преследуют цель выживания, погашения своих затрат».

Эксперт в области медиаправа Светлана Кузеванова высказала свою позицию по итогам трех месяцев работы этого закона. Она констатировала, что рынок находится в надежде, что «все еще рассосется», но «пока мы думаем, что можно будет не исполнять этот закон, мы будем ходить по кругу и вряд ли сможем что-то изменить». По ее словам, сейчас регуляторы и законодатели вряд ли захотят изменить этот закон, судя по тому, как проходит тестовый период, видно, что РКН серьезно настроен на то, чтобы этот закон заработал. По мнению Светланы Кузевановой, «сейчас можно задавать вопросы и предлагать идеи не кардинально менять закон, а делать его применение более гибким, лояльным к средствам массовой информации, к тем участникам рынка, которые должны будут его исполнять». В частности, в тестовый период активное участие в отработке этого закона принимают АКАР, АРИР, Ассоциация блогеров и агентств.

Директор МНОЦ «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» НИУ ВШЭ Михаил Федотов отметил, что на данном этапе «путь внесения поправок – естественный разумный путь, по которому сейчас может идти медиасообщество. Необходимо разделить в законодательстве два понятия: рекламные материалы и информационные материалы».

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, директор дирекции специальных проектов АНО «Общественное телевидение России» Сергей Ломакин предложил дать зарегистрированным СМИ на 2023 год временные послабления в применении закона.

По итогам обсуждения этого вопроса, представители региональных СМИ предложили объединить усилия Торгово-промышленной палаты РФ и Союза журналистов России, чтобы выйти с совместным обращением в адрес Госдумы, Совета Федерации и Правительства и предложить поправки в закон, которые не распространяют предложенную законом форму контроля на субъекты рынка - зарегистрированные должным образом средства массовой информации.

Второй вопрос повестки заседания Комитета касался практики работы РАО с электронными СМИ. Сегодня РАО общественная организация по защите авторских прав диктует свои условия и правила. Представители СМИ говорят о том, что расчеты ставок за использование авторских произведений не зависят от фактического объема использования этих произведений, а насчитываются в процентном соотношении от дохода компании. По словам генерального директора ООО «Уральский медиахолдинг» и «Первоуральской вещательной компании» Татьяны Шатун, все делают попытки договариваться с РАО индивидуально, но СМИ нуждаются в согласовании договорных условий, обеспечивающих равные права ведения предпринимательской деятельности.

«СМИ боятся сделать неправильный шаг, - подчеркнула Татьяна Шатун, - когда ты слышишь угрозы: если вы не сделаете так, вас лишат лицензии, то вы не задумываясь тратите 10, 20, кто-то 60 тысяч рублей ежеквартально. Нет четкого подхода, нет методологии, лишь бесконечные отчеты и СМИ, опасаясь каких-то мер против себя, боятся сделать неправильный шаг и потерять лицензию. Как в вопросе с маркировкой – все встали на цыпочки и пытаются подстроиться».

Было предложено к итоговому заседанию комитета 26 декабря сформировать общую для профессионального сообщества переговорную позицию в отношениях с РАО.

Завершая заседание Комитета, Игорь Потоцкий анонсировал повестку следующего итогового заседания в 2022 году. На нем пройдет обсуждение ряда принятых законов о запрете пропаганды ЛГБТ и педофилии, демонстрации информации о нетрадиционных отношениях и предпочтениях и смене пола среди несовершеннолетних. Поправки внесены в пять законов: 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; 2124-I «О средствах массовой информации»; закон 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; закон 38-ФЗ «О рекламе»; закон 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии РФ». Игорь Потоцкий предложил обсудить, как избежать расширенного толкования понятий «пропаганда», «демонстрация», и где и какая пропаганда будет запрещена. 

Он также выразил обеспокоенность внесенным на обсуждение в Госдуму законопроекта №228934-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за неисполнение обязанностей владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию, и за отдельные правонарушения в сфере распространения социальной рекламы. По его словам, если закон будет принят, то за отказ от размещения социальной рекламы будет предусмотрен штраф, для физических лиц – до 100 тысяч рублей, для должностных лиц – до 200 тысяч, а для юридических лиц – до 1 миллиона рублей.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству

в сфере медиакоммуникаций, Е.Зимакова