В ТПП РФ обсудили регулирование рекламной отрасли

10 февраля в Палате состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы. Ключевые вопросы для экспертного обсуждения были связаны с актуальными вызовами регулирования рекламной отрасли.

Открывая заседание, директор Департамента реализации специальных проектов ТПП РФ Юлия Шишкина и председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы Сергей Пискарев подчеркнули, что сложившиеся тенденции развития рекламного рынка, текущие проблемы и существующие вызовы, в том числе и в законодательной сфере, ставят серьезные задачи перед его участниками.

Один из актуальных вопросов – разработка нового Кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. По словам члена Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы, вице-президента АКАР Алексея Ковылова, предыдущий Кодекс был разработан в 2010 году. Он стал   комплексным документом, который обеспечил формат дополнительного саморегулирования в сфере рекламы силами самих участников рынка. Однако со временем Кодекс устарел, и целым рядом ассоциаций рекламного рынка было высказано пожелание обновить документ. В конце 2020 года началась работа над новой версией Кодекса. Была сформирована Рабочая группа, в которую вошли 40 уполномоченных представителей отрасли и экспертов. В ходе активного процесса осенью 2022 года была представлен доработанный проект Кодекса.

Сейчас начинается новый этап – дальнейшее согласование Кодекса будет проходить в расширенном составе ассоциаций, связанных с  рекламой и маркетинговыми коммуникациями. В течение двух месяцев участники рынка представят свои комментарии и дополнения. А на финальную стадию утверждения новый Кодекс выйдет, скорее всего, к лету, сказал Алексей Копылов. 

Следующим вопросом, рассмотренным на заседании Комитета, стало регулирование сектора рекламных конструкций. Речь, прежде всего, идет об информационных конструкциях. Как рассказала член  Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы Анна Павлюченко, на федеральном уровне нигде не зафиксированы требования к размещению информационных конструкций. Практика их согласования и размещения на сегодня регламентируется нормативными правилами на уровне местного самоуправления. А они существенно отличаются друг от друга по регламенту предоставления услуги, по спискам документов, необходимых для представления услуги, срокам  ее оказания. Существуют разные требования к заявителям и т.д.

Бизнес в регионах, продолжила Анна Павлюченко, часто сталкивается  с проблемами размещения вывесок на жилых домах, нежилых зданиях и установки отдельно стоящих конструкций. Выход из сложившейся ситуации – ввести на федеральном уровне единые правила согласования и размещения информационных конструкций. За основу же взять постановление №902-ПП правительства Москвы, где четко прописаны правила размещения и административный регламент процедуры согласования услуги.

После обсуждения темы Сергей Пискарев резюмировал – ТПП РФ поддерживает разработку отдельных федеральных правил по информационным конструкциям.

Третьим вопросом, рассмотренным на заседании Комитета, стало размещение рекламы с предложением услуг по сопровождению банкротства граждан. С докладом выступила директор Юридического департамента Союза «Вятская торгово-промышленная палата» Елена Лебедева. По ее словам, в региональных изданиях, в сети Интернет постоянно появляются рекламные объявления, сулящие гражданам быстрое избавление от всех долгов через процедуру банкротства. При этом люди вводятся в заблуждение. С одной стороны, подобные рекламные объявление их настраивают на снижение  финансовой дисциплины. Дескать, можно набрать кредитов, а потом безболезненно от них избавиться. С другой стороны, многие не знают, что банкротство физических лиц приводит к целому ряду серьезных ограничений, которые никому не понравятся.

В ходе обсуждения было отмечено, что такие рекламные объявления носят недостоверный характер, следовательно, прямо нарушают федеральный закон о рекламе. Однако никаких санкций по отношению к размещающим такие объявления пока не применяется. По итогам заседания Комитета было решено, что к обсуждению данной проблемы необходимо привлечь широкий круг представителей как деловых объединений, так и ведомств. Речь идет и о представителях банковской сферы, ФАСа и других структур, которых касается данная актуальная тема. 

Пресс-служба ТПП РФ, С. Осипов