В ТПП РФ обсудили основные тенденции развития потребительского рынка на современном этапе

В Торгово-промышленной палате России 16 февраля состоялось первое в этом году заседание Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. В мероприятии принял участие вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко.

Модератором выступил глава Совета Александр Борисов. Он рассказал, что заседание посвящено двум актуальным темам: региональный ритейл в новых условиях и инновационные продукты на растительной основе – как они меняют предпочтения покупателей. 

 В своем вступительном слове Владимир Падалко обрисовал основные тенденции, присущие потребительскому рынку на современном этапе. Это расширение числа российских участников, появление на рынке новичков – компаний из Армении, Казахстана, Турции, Китая. Российский рынок ритейла покинули 18% американских компаний, 15% японских, 8% – из стран ЕС. Из международных компаний, оставшихся на рынке, 20% – немецкие, 12,4% – американские. Полностью ушли только 7% иностранных компаний, 15% фактически остались, продав бизнес российскому менеджменту, 34% сократили объёмы деятельности, остальные работают в прежнем режиме.

За первое полугодие 2022 года онлайн продажи непродовольственных товаров возросли более, чем на 50%, продовольственных – свыше 100%. Оборот компании «Wildberries» увеличился на 94%, доля рынка достигла 20%, оборот «Ozon» вырос на 73%, доля рынка составила 11%.

В январе 2022 года доля импортного продовольствия в магазинах основных торговых сетей составляла около 10%, в декабре 2022 года – упала до 2%. Из магазинов исчезли более 14 тыс. наименований продукции.

Только 9 иностранных компаний пришли на рынок российского ритейла в 2022 году. В их числе: «Vilhelm Parfumerie» (США) – нишевый парфюмерный бренд, «ANTA» (КНР) – спортивная одежда, «ALEX ARMENIA» – модная одежда, «LI-NING» (КНР) – спортивная одежда, «Coffee BOOM» (Казахстан) – сеть кофеен, турецкие бренды модной одежды «Perspective», «Efor», «Ipekyol», «Twist».

Продажи бытовой электротехники в среднем в зависимости от продукции упали от 15% до 50%. Так, продажи посудомоечных машин снизились на 18%, кухонных плит и микроволновок – на 14%, кофе-машин – на 13%, духовок – на 10%, холодильников – на 8%, пылесосов – на 5%. Около 20% иностранных брендов ушли с российского рынка, 5 крупнейших из них: «Electrolux», «Siemens», «Panasonic», «Acer», «LG Electronics».

Еще одна тенденция, продолжил Владимир Падалко, – резкое увеличение продаж в онлайн-формате. Только за первое полугодие 2022 года продажи непродовольственных товаров в этом сегменте выросли более чем на 50%, продовольственных – свыше 100%.

Если в целом оценивать состояние потребительского рынка, то он является важным индикатором самочувствия общества. «Рынок нельзя упустить, иначе мы упустим стабильность в стране и благосостояние населения», - подчеркнул вице-президент ТПП РФ.

Далее генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров рассказал об основных факторах, которые определяют развитие потребительского рынка на современном этапе. Среди них – сложная  ситуация на рынке труда, серьезная демографическая проблема – численность населения не растет, выросла стоимость капитала. В 2022 году рынок продуктов питания увеличился в денежном выражении на 13,4%, но  в физическом произошло падение в полтора раза. В 2023 году темпы инфляции замедляются, следовательно, рынок может вообще не показать роста.

Структура рынка, отмечает эксперт, также изменяется. Доля Москвы и Санкт-Петербурга падает, а регионов – растет. Компании-лидеры замедляют темпы роста, а доля компаний, работающих в формате «жестких дискаунтеров», продолжает уверенно расти. Рынок во многом будет зависеть от поведения потребителей. Они в значительной мере озабочены ценами на товары, но при этом стремятся сохранить привычный ассортимент своих покупок.

Руководитель проекта Retail.ru Наталья Марова рассказала об основных тенденциях развития потребительского рынка в регионах. По ее словам, в субъектах федерации наблюдается большое разнообразие форматов магазинов и торговых сетей. Практически в каждом регионе есть своя  специфика, но основная тенденция – компании активно работают с покупателями, им предлагается широкий ассортимент товаров. У многих торговых сетей есть свое собственное производство – выпечка, кулинария. На полках обязательно присутствует продукция местных производителей. В небольших населенных пунктах магазины порой являются центрами общественной жизни, а потому значительное внимание уделяется внешнему виду магазинов, внутреннему дизайну торговых точек. Активно развивается региональный общепит, который предлагает посетителям, действительно, оригинальное меню.

В заседании также приняли участие представители региональных сетевых торговых организаций: генеральный директор собственного производства сети «Командор» (Красноярск) Светлана Пирогова, директор по франчайзингу торговой сети «Жизньмарт» Ксения Лысенко, председатель координационного совета Союза независимых сетей России и генеральный директор ТС Spar и Амбар Сергей Дудник. Они рассказали о том, как развиваются их компании, какие существуют у них преимущества и отличительные черты.

Подводя итоги первой части заседания, Александр Борисов отметил, что региональный ритейл – это большой и интересный рынок. В нашей стране около 25% населения живут в городах с численностью менее 50 тыс. человек. Региональные торговые сети обеспечивают около 31% товарооборота. Они играют важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Но самое главное – региональные сети перестали бояться прихода мощных федеральных сетей. Местные компании, действительно, имеют ряд преимуществ. Они занимают лучшие локации в населенных пунктах, сформирован широкий ассортимент продукции, идет активная работа с местными производителями. Наконец, они лучше знают своих покупателей, которых, в хорошем смысле слова, удалось воспитать.

Вторая часть заседания была посвящена индустрии производства продукции на растительной основе. Это продукты питания на основе растительных белков, полученные способом глубокой переработки зерновых, бобовых, масличных культур, орехов, картофеля и другого растительного сырья. Пока рынок таких продуктов в России небольшой. В прошлом году его объем составил около 10 млрд рублей. Но его динамика развития полностью укладывается в мировые тенденции. За последние несколько лет объем потребления продуктов на растительной основе вырос в стране в 3 раза, ежегодный прирост составляет в среднем более 30%.

Заместитель директора по медиа Союза производителей продукции на растительной основе Аделина Шайдуллина, сооснователь «Greenwise» и Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов Артем Пономарев, исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, представитель «Hi! Food» ГК Эфко Александра Крылова, директор бренда «НЕ МЯСО» Tashir Food Марина Ройлян, представитель «Аби Продакт» Олег Масловский, руководитель центра онлайн-технологий и международного сотрудничества Международной промышленной академии Лариса Устинова отметили, что сейчас ключевая задача – заинтересовать потребителей этой категорией товаров, завоевать их доверие. Ведь речь идет не об альтернативе традиционным продуктам из мяса и молока, а о расширении ассортимента потребления. Предлагается качественная продукция с повышенным содержанием растительного белка.

В то же время производители в этом сегменте в настоящее время сталкиваются с рядом проблем. Они находятся в неравных условиях по сравнению с производителями традиционных продуктов питания в плане нормативного регулирования. В первую очередь, это касается возможности получения государственной поддержки. Сегодня это невозможно, так как не сформированы правовые основы индустрии – нет ГОСТов, терминов и определений продукции на растительной основе.

Подводя итоги второй части заседания, Александр Борисов отметил, что ТПП РФ сейчас действует в опережающем режиме. Индустрия продуктов на растительной основе в России находится на этапе становления, но о  перспективах ее развития уже развернута дискуссия. Председатель Совета выразил уверенность, что у продукции на растительной основе обязательно появятся свои поклонники. Потребительские предпочтения меняются, и новые тенденции, в первую очередь, задает молодежь. Как подчеркнул Александр Борисов, данной продукцией обязательно надо заинтересовать детей. В таком случае у индустрии однозначно буду хорошие перспективы развития. А во внешнем аспекте – производителям предстоит налаживать взаимодействие с органами власти, с предпринимательским сообществом, с бизнес-объединениями.

Пресс-служба ТПП РФ, С.Осипов