Комитет ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням рассмотрел отраслевые предложения по регулированию скупки и заготовки

12 апреля состоялось заседание Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

В настоящее время проходит оценку регулирующего воздействия, направленную на выявление положений, препятствующих ведению предпринимательской деятельности, разработанный Минфином России проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил осуществления скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовки лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, ‎и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г.
№ 444».

Проект постановления разработан в связи с внесением в декабре 2022 года изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части введения терминов «скупка» и «заготовка» и наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению Правил осуществления скупки и заготовки.

В ходе работы Комитета обсуждались проблемные вопросы системной организации и конкретные предложения по регулированию деятельности по скупке и заготовке в целях выработки консолидированной позиции бизнеса по указанным вопросам.

Открыл и вел заседание председатель Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням Михаил Дягилев, который отметил, что Комитет ранее, в 2021 году, уже обсуждал тему совершенствования нормативного регулирования обращения лома и отходов драгоценных металлов.

На обсуждение был вынесен комплекс вопросов, требующих решения для данного сегмента отрасли, и представлены предложения по совершенствованию регулирования и устранению избыточных ограничений, противоречивых требований с целью более полного вовлечения в оборот и переработку лома и отходов драгоценных металлов. Минфин России и другие заинтересованные федеральные органы власти услышали представителей отрасли, и многие позитивные изменения для бизнеса, предложенные участниками рынка, уже в декабре 2022 года были внесены в указанный выше Федеральный закон, для реализации которого и был разработан, в том числе, рассматриваемый проект правил скупки и заготовки.

Михаил Дягилев акцентировал внимание участников обсуждения на одном из вопросов - применение дистанционного способа скупки и заготовки. Данное предложение представителями бизнеса неоднократно предлагалось включить в проекты нормативных актов, и также последовательно отвергалось регулятором, в том числе и в рассматриваемом проекте. При этом развитие цифровизации бизнес-процессов и контрольно-надзорной деятельности, по мнению профессионального сообщества, позволяет соблюсти интересы и государства и бизнеса при данном способе скупки и заготовки.

Президент Союза «Национальное объединение ломбардов» Андрей Жирных подтвердил, что сервис дистанционного способа скупки и заготовки очень востребован у населения, и вопросы его регулирования должны быть отражены в проектах правил.

Уже сейчас на рынке существуют проекты, на основе которых происходит дистанционная скупка. Совместно с Банком России отрабатывается методология удалённых займов.

В то же время, отметил Андрей Жирных, правила не должны содержать в себе положений по реализации скупленного имущества. Для регулирования этого вида деятельности существуют другие нормативные акты.

Исполнительный директор Комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Збойков в своем выступлении озвучил замечания к пунктам обсуждаемого проекта, устанавливающим требования к скупке драгоценных камней. Он обратил внимание участников дискуссии на отсутствие оборудования и приборов, которые, в соответствии с проектируемыми нормами, обязан иметь скупщик для определения характеристик драгоценных камней.

Кроме того, определение характеристик драгоценных камней, и особенно – цветных драгоценных камней, требует очень высокой квалификации эксперта-геммолога, содержание которого в штате скупки неприемлемо из-за высокой заработной платы и редких случаев потребности выполнения работ.

Вызывает возражения у представителей отрасли нормативно устанавливаемая точность расчетов определения массы драгоценного камня, так как существуют риски погрешности, например, в случае глухой закрепки, старинной (то есть «неправильной») огранки и пр.

Генеральный директор ООО «ГЕЛОРЕС» Сергей Зимнин в своем выступлении обозначил проблемы, которые могут возникнуть в случае установления требования о запрете скупки монет из драгоценных металлов, прошедших эмиссию.

Купля-продажа монет из драгоценных металлов является очень востребованной услугой. В настоящее время запрета на скупку монет из драгоценных металлов не установлено. Кроме того, понятие «эмиссия» в законодательстве Российской Федерации не раскрывается.

Введение ограничений на возможность скупки прошедших эмиссию монет из драгоценных металлов физическими лицами существенно ограничит ликвидность таких монет. Это с неизбежностью приведет к тому, что физические лица, использующие «инвестиционные монеты из драгоценных металлов» в качестве механизма сохранения сбережений или способа инвестирования, столкнутся с практическим трудностями в обороте таких монет, в частности, с увеличением разницы между ценами покупки и продажи, снижением количества субъектов выкупа, а в будущем – и субъектов продажи.

Таким образом, формирующийся в последние годы ускоренными темпами рынок инвестиционных монет из драгоценных металлов, выпускаемых Банком России, значительно сузится и в немалой степени потеряет свою привлекательность для физических лиц.

Также Сергей Зимнин отметил, что не является однозначным и требование в проекте правил скупки в части обязательного направления на аффинаж и скупленных у физических лиц слитков инвестиционных драгоценных металлов в неповрежденной упаковке.

Генеральный директор ООО «Евромет» Евгений Кулик затронул проблемы в осуществлении деятельности по заготовке лома и отходов драгоценных металлов (ЛОДМ) и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, регулирование которой требует комплексного подхода с разработкой и принятием соответствующих Стратегии развития и плана мероприятий с учетом экологического, налогового законодательства и мер административной ответственности для исключения нелегального оборота ЛОДМ недобросовестными участниками рынка и избыточной нагрузки для добросовестных компаний и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, представляется преждевременным рассмотрение проекта правил заготовки до внесения изменений в Правила лицензирования, так как для осуществления деятельности по заготовке ЛОДМ и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, заготовитель должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

Проектируемые количественные ограничения на приобретение автомобильных каталитических нейтрализаторов у физических лиц приведут к снижению сбора лома драгоценных металлов в данной категории добросовестными игроками и не будут способствовать обелению рынка. В целях прекращения массового и бесконтрольного удаления автокатализаторов необходим пересмотр административной ответственности в части соблюдения экологических требований при эксплуатации транспортных средств.

С предложениями по решению проблем, с которыми сталкиваются ежедневно заготовители лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, полностью согласился представитель Торгово-производственной компании «Драгцветмет» Алексей Братченко, добавив, что проект правил должен быть откорректирован таким образом, чтобы было четкое понимание - что подлежит заготовке, а что не подлежит.

Проектируемый запрет на заготовку комплектующих деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, фактически запрещает заготовку у населения любых бытовых приборов и электронной техники. При ремонте бытовой техники и иных электрических приборов, предназначенных для использования физическими лицами, не связанного с предпринимательской деятельностью, могут образовываться комплектующие, детали, содержащие драгоценные металлы, которые на законных основаниях принадлежат физическому лицу и могут быть реализованы им заготовителю.

Президент АО «СИБРОЕКТ» Светлана Ожигова также согласилась с озвученными предложениями по системной организации деятельности по скупке и заготовке, а также по доработке проекта, обратив внимание участников заседания на возможный риск попадания определенных категорий продуктов под лицензируемую деятельность по утилизации отходов.

В дискуссии приняли участие представители федеральных органов власти. Заместитель начальника Управления государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов и финансового мониторинга Федеральной пробирной палаты Алексей Беркович и заместитель начальника отдела обеспечения контроля в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России Татьяна Третьякова прокомментировали выступления специалистов и экспертов отрасли, а также ответили на все вопросы участников заседания.

Татьяна Третьякова уточнила, что обсуждаемый проект постановления проходит оценку регулирующего воздействия. В настоящее время в Минфин России поступили заключения не всех федеральных органов исполнительной власти, в которые проект был направлен на согласование.

Представитель разработчика проекта предложила после обобщения и анализа всех полученных замечаний вернуться к обсуждению предложений отраслевого предпринимательства, в том числе, при необходимости, всесторонне рассмотрев на заседании соответствующей референтной группы при Минфине России.

Подводя итоги заседания, председатель Комитета Михаил Дягилев поблагодарил всех за направленные предложения, которые в обобщённом виде войдут в резолюцию заседания и будут направлены на рассмотрение в органы государственной власти.

 

Департамент по работе с объединениями предпринимателей, О. Герасимова