В ТПП РФ рассмотрели изменения в законодательстве и вопросы правоприменения в медиа

6 июня в Торгово-промышленной палате Российской Федерации в смешанном формате состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций на тему: «Изменения в законодательстве и новые условия работы медиа».

Открывая заседание, председатель Комитета, генеральный директор ООО «СТП Медиа» Игорь Потоцкий, напомнил, что в апреле этого года на Форуме деловых СМИ, проходившем в рамках Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России», в присутствии представителей Роскомнадзора обсуждались вопросы, связанные с неоднозначными нормами законодательства, которые серьезно осложняют жизнь современным издателям и вещателям. В частности, это касается спорных правил распространения информации, содержащей нецензурную лексику и бранные слова; маркировки рекламы в Интернете; запрета на пропаганду ЛГБТ и педофилии; а также мер ответственности за массовое распространение материалов, признанных экстремистскими. По словам председателя Комитета, в связи с тем, что множество законодательных аспектов требуют корректировки, возникает необходимость обратиться в Государственную Думу для уточнения существующих норм.

Первый вопрос повестки заседания был посвящен маркировке интернет-рекламы в СМИ. Коснувшись некоторых юридических аспектов маркировки, председатель подкомитета по печати и книгоизданию Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова обозначила несколько проблем, требующих детального обсуждения. По ее мнению, на сегодняшний день не существует объективных критериев, четко указывающих, что именно маркируется в качестве рекламы (это также касается и пресс-релизов). Она также обратила внимание на сложность многоступенчатого процесса маркировки: сначала необходимо загрузить в систему креатив, получить специальные токены, которые размещаются в рекламном объявлении в интернете, затем загрузить акты и договор, произвести множество манипуляций, чтобы ОРД (оператор рекламных данных) отправил эти данные в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

«Для маленьких редакций, у которых средняя численность штата – 3-5 человек, этот функционал очень сложен. Фактически нужно брать в штат дополнительного сотрудника, что повлечет за собой дополнительные расходы» – отметила главный редактор.

Игорь Потоцкий добавил, что, по подсчетам депутатов Государственной Думы, только 17 процентов компаний, которые непосредственно связаны с рекламой, в состоянии предоставить информацию в ОРД самостоятельно, а 42% вынуждены покупать такие услуги.

Тем не менее, по словам Татьяны Ивановой, организационные моменты не представляют такой опасности, как размер штрафов за отсутствие маркировки или ошибки в отчетности. «В статью 14.3 КоАП РФ добавляются три состава правонарушений, штрафы за которые варьируются от 200 до 500 тысяч рублей. При отсутствии маркировки или недостоверно поданную информацию, за тот релиз, который вы разместили на шесть тысяч рублей, вы можете получить штраф на двести тысяч. Законодатель обязан предусмотреть дифференцированность штрафов с учетом имущественного и финансового положения юридического лица»,заключила она.

В свою очередь, член Комитета, директор МНОЦ "Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам" НИУ ВШЭ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Федотов поднял вопрос о целесообразности маркировки рекламы в средствах массовой информации. В отличие от блогинга, СМИ зарегистрированы в Роскомнадзоре и в Федеральной налоговой службе, их финансовые потоки прозрачны,  поэтому нет необходимости маркировать их рекламу. По его мнению, этот вопрос требует обсуждения в Государственной Думе и внесения изменений в закон, смысл которого будет состоять в том, чтобы вывести из-под его действия все СМИ (в том числе сетевые издания).

В продолжение заседания члены Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций обсудили ряд других вопросов, в числе которых вопросы пропаганды ЛГБТ и меры ответственности за массовое распространение материалов, признанных экстремистскими. Касаясь темы распространения информации, содержащей нецензурную лексику и бранные слова, Игорь Потоцкий отметил, что эта тема стала особенно острой в последнее время: «Мы получаем разъяснения Роскомнадзора, смысл которых состоит в том, что мы не знаем, что такое бранная лексика: она определяется ситуативно – одни и те же лексемы могут быть и бранными, и не бранными, даже если они не относятся к нецензурной речи».

Председатель Комитета также напомнил, что Торгово-промышленная палата РФ направила в Роскомнадзор письмо с просьбой ограничить выбор словарей, дающих определение бранной лексики; объявить рынку перечень слов, однозначно считающихся бранными; продекларировать критерии, на основании которых та или иная лексема может быть отнесена или не отнесена к бранной в зависимости от ситуации; расширить экспертный совет в части определения «бранности» лексики и предоставить исчерпывающий перечень законодательных актов, на которые в этом вопросе опирается Роскомнадзор.

По итогам заседания было решено организовать совместную встречу Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций с Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи и Комитетом Государственной Думы по защите конкуренции, чтобы определиться какие законодательные нормы нуждаются в коррекции.

В завершение мероприятия Игорь Потоцкий перечислил предложения участников заседания для обращения в Государственную Думу, среди них:

- корректировка федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью  развитию»;

- рассмотрение вопроса соразмерности штрафов за ошибки в маркировке рекламы в интернете;

- определение статусов участников рекламного рынка.

 

Пресс-служба ТПП РФ, Н.Оголенко