Маркировка товаров легкой промышленности  как шлагбаум для недобросовестных производителей

9 июля на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошло заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности. В рамках подготовки к заседанию Общественного совета  при Минпромторге России представители отрасли рассмотрели вопрос маркировки товаров легкой промышленности.

Открыл заседание председатель Комитета, президент СОЮЗЛЕГПРОМА  Андрей Разбродин.  Он напомнил, что именно легпром предложил ввести маркировку  товаров как средство борьбы с контрафактной продукцией.  Сегодня маркировка вызывает много вопросов у производителей  легпрома. Задача ведущих ассоциаций отрасли, совместно с Минпромторгом России, сделать так, что бы система маркировки была оптимальна. 

. Например, выстроить систему сертификации товаров и увязать ее с маркировкой.

Директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Александр Волченко поддержал позицию, что маркировка – это защита и потребителя, и продукции.  Минпромторг России и Центр развития перспективных технологий – оператор государственной системы маркировки «Честный Знак» (ЦРПТ «Честный знак») не уходят от диалога с производителями, прислушиваются к мнению профильного сообщества. Одним из недавних примеров такого взаимодействия стало принятие постановления  Правительства Российской Федерации  №883 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым крайний срок продажи немаркированных товаров легкой промышленности, которые попали во вторую волну (с 1.04.2024г.)  продлевается на 2 месяца, до 14 сентября 2024 года.

Заместитель директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Ксения Бобылева обратила внимание собравшихся на изменение облика торговых площадок: от стихийных рынков до торговых центров, а сейчас максимальное количество продаж происходит on-line. В таких условиях просто необходимо создавать максимально равноправные условия для всех участников рынка и маркировка здесь выступает как инструмент контроля.

Руководитель группы по товарам народного потребления ЦРПТ «Честный Знак» Варвара Михайлова подробно остановилась на третьем этапе расширения перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, который стартует с 1 марта 2025 года.  Маркировать начнут купальники, печатки, чулки, носки, нижнее белье. Была представлена «дорожная карта» этапов введения маркировки: до конца июля 2025 года можно вводить в оборот и выводить из него немаркированные остатки товаров, все остатки на складах должны быть промаркированы до конца октября 2025 года.

Заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки и легализации оборота продукции Минпромторга России Олег Тухватуллин считает, что необходимо совершенствовать уже имеющийся механизм контроля, например, применять риск-ориентированный подход, что позволит проверять в основном предприятия с высоким уровнем риска, и не увеличивать нагрузку на добросовестных предпринимателей. Сейчас дорабатывается система по разрешительному режиму в контрольно-кассовой технике в целях недопущения продажи нелегальной продукции. С 1 апреля 2024 года поэтапно вводится режим проверок на кассах для товаров, подлежащих маркировке. На полках магазинов растет количество товаров с сертификатами соответствия. Например, по категории «духи, туалетная вода» доля товаров с подтверждёнными разрешительными документами составляет 93%. О. Тухватуллин коротко остановился на вопросах торговли на маркетплейсах – это новая, активно развивающаяся форма торговли и она требует подстройки законодательной базы для «обеления» рынка товаров.

О деятельности Рабочей группы по маркировке товаров легкой промышленности проинформировала собравшихся секретарь Рабочей группы Ольга Кошевец.  Одним из направлений работы группы сегодня является борьба с псевдо-российскими производителями. Совместно с Минпромторгом России  разрабатывается механизм определения таких производств.

Представители регионов президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Оренбургской области Екатерина Калегина, генеральный директор ООО «Шаркан-трикотаж» Надежда Зайнакова (Удмуртская Республика), генеральный директор ООО «Аврора» Наталья Агапонова   (Тула), генеральный директор ООО «Каро» Андрей Жаринов (Калужская область) обозначили вопросы, с которыми сталкиваются производители при маркировке товаров. Среди них: необходима помощь, что бы разобраться в системе маркировки, необходимы дополнительные сотрудники, которые будут заниматься исключительно маркировкой, затраты на дополнительное оборудование (компьютеры, сканер, стикеры). И, конечно, наличие на рынке  контрафактного товара либо товара от псевдо-российских производителей, продажа которого «отнимает» выручку  у добросовестных участников рынка.

Заместитель председателя Комитета по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, председатель Совета директоров группы компаний «Русская кожа» Игорь Сурин поддержал общее мнение, что маркировка – это гарантия качества, защита потребителя и обратил внимание, что для обязательности исполнения нужна неотвратимость наказания. Возможно, стоит рассмотреть вопрос об усилении ответственности за торговлю не маркированным товаром.

Во второй части заседания был поднят вопрос о развитии швейной промышленности. Основным докладчиком выступил Андрей Разбродин. В короткой справке  о состоянии швейной промышленности было отмечено, что сегодня особенностью российского легпрома выступает повышенный удельный вес  спецодежды.  Ведется работа по поддержке швейных предприятий – было предложено снизить ставку взносов в Социальный фонд России до 7,6% для предприятий с определенной численностью. Это поможет перейти к укрупнению бизнеса, а не к дроблению, как происходит сейчас. Данное предложение нашло отражение  в проекте федерального закона «О внесении изменений в первую и вторую часть Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» (первое чтение прошло 20 июня 2024г.).

Генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков, член Комитета Александра Андрунакиевич высказала мнение об условиях продвижения товаров легкой промышленности на маркетплейсах.  Сегодня маркетплейсы только начинают обращать внимание на наличие маркировки на товарах, предлагаемых к продаже.  Для поддержки товаров отечественной легкой промышленности на таких площадках необходимо устанавливать приоритет для российских брендов, например в фильтрах поиска. Необходимо ввести понятные критерии для продукции российского производства, что бы отличать «российский бренд» от «российского производства». Да и в целом необходимы методы законодательного регулирования деятельности маркетплейсов.

Президент ТПП Ивановской области Леонид Иванов полностью поддерживает позицию по введению регулирования торговых площадок. Маркетплейсы доказали свою жизнеспособность и плотно вошли в торговый оборот, поэтому необходимо создать регламент взаимодействия, четкие и понятные правила документооборота между площадкой и продавцами. Основные проблемы, с которыми сталкиваются участники продаж: непрозрачные комиссии (в итоге себестоимость товара получается выше продажной цены), проблемы с возвратами (часто возвращается некомплект), задержка выплат за выкупленные товары, неконтролируемые тарифы за хранение.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо обратить внимание государства на вопросы регулирования деятельности маркетплейсов.

В заседании приняли участие представители швейных предприятий Чувашской Республики, Республики Татарстан, Оребургской области, Кировской области, Свердловской области, Воронежской области, Костромской области и др.

По итогам заседания будет подготовлена косолидированная позиция участников отрасли по рассмотренным вопросам для направления в профильные органы исполнительной власти.

 

Департамент по работе с объединениями

предпринимателей, И. Савенкова

Видео