Подготовка кадров для экономики данных и профессиональная ориентация школьников

13 ноября в Ситуационном центре корпуса цифровых и информационных технологий им. А.С. Вишнякова РЭУ им.Г.В.Плеханова Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, провёл совместное заседание Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике и Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики.

Главные темы заседания – подготовка кадров для экономики данных и организация профессиональной ориентации школьников в субъектах Российской Федерации. 

Открывая заседание, Иван Лобанов отметил значимость повестки. Перед отечественной системой образования, академическим и бизнес-сообществами остро стоит задача обеспечения системной подготовки кадров для создания отечественной инфраструктуры вычисления и хранения данных с использованием российского оборудования, технологий и программного обеспечения, в том числе облачных платформ, квантовых коммуникаций и шифрования.

С 2025 года стартует реализация нового национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», который включает в себя 8 федеральных проектов. Его ключевыми задачами являются обеспечение кибербезопасности и бесперебойного доступа к интернету, цифровое госуправление, развитие отечественных цифровых платформ, программного обеспечения, перспективных разработок и искусственного интеллекта. Обсуждение реализации мер национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» состоялось в марте этого года на площадке Плехановского университета в рамках VI Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» при поддержке Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, Минцифры России и Минобрнауки России.

«Подготовка кадров для экономики данных становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В условиях стремительного развития технологий и увеличения объёмов обрабатываемых данных требуется не только квалифицированный персонал, но и гибкая система обучения, способная быстро адаптироваться к изменениям. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются учебные заведения, стоит отметить недостаток синергии между теоретическими знаниями и практическими навыками. Часто выпускники обладают хорошей теоретической подготовкой, но испытывают трудности в применении полученных знаний на практике. Это подчеркивает необходимость интеграции курсов по аналитике данных, программированию и машинному обучению с реальными проектами и стажировками в компаниях», — отметил ректор Плехановского университета.

Николай Комлев, председатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики, поблагодарил Плехановский университет за предоставление замечательной площадки для заседания, высоко оценив новый корпус цифровых и информационных технологий им. А.С. Вишнякова за те возможности, которые он даёт нынешним студентам. Председатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики также отметил высокое качество образования, которое получают плехановские выпускники, и интересные темы дипломных работ.

В своём докладе на тему «Сколько ИТ-кадров будет не хватать экономике данных и как можно уменьшить этот дефицит» Николай Комлев подчеркнул, что  только точный прогноз потребности в ИТ-кадрах и правильно запланированные  ресурсы позволят обеспечить рост и технологический суверенитет. Такой прогноз основывается на макроэкономических показателях, причём потребность в кадрах означает дополнительно привлекаемый ресурс, без учёта уже работающих. Таким образом, к 2030 году численность ИТ-кадров от общего числа работников составит 4,9% (против 3,1% в 2024 году). Также Николай Комлев предложил возможные пути снижения дефицита ИТ-кадров, такие как направление профессионалов ИТ-сферы в вузы для преподавания, приём студентов на оплачиваемые стажировки, безвозмездная передача ИТ-продуктов в образовательные организации.

Анастасия Казанцева, заместитель директора Департамента развития цифровых компетенций и образования Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, в докладе «Подготовка кадров для экономики данных» подчеркнула важность повышения качества обучения ИТ-специалистов. С необходимостью увеличения их количества система образования уже справилась, однако большинство выпускников ИТ-сферы, по мнению Анастасии Казанцевой, стоит «доращивать» с уровня джуна до миддла.

Опыт РЭУ им. Г.В. Плеханова по комплексной подготовке кадров для экономики данных на заседании представил проректор Дмитрий Штыхно. В Плехановском университете реализуются образовательные программы ИТ-профиля на всех ступенях образования: СПО, ВО, ДПО и аспирантура. При этом в РЭУ с каждым годом растёт востребованность и качество подготовки, а также конкурс и количество поданных абитуриентами заявлений на ИТ-специальности. Среди наиболее успешных практик ИТ-образования в Плехановке Дмитрий Штыхно выделил программы Специального факультета талантливой молодёжи «Высшая школа «Форсайт», реализацию Федерального проекта «Профессионалитет» на базе Московского приборостроительного техникума — создание кластера по отрасли радиоэлектроника совместно с ведущими работодателями, а также обучение на «Цифровых кафедрах», где студенты могут получить ИТ-специальность параллельно с освоением основной образовательной программы. Также проректор РЭУ отметил необходимость передачи студентам новых знаний и навыков для экономики данных, в том числе по социально-гуманитарным специальностям. Это креативность, умение нестандартно мыслить, критическое мышление, способность анализировать информацию, управлять и обрабатывать большие данные.

Дмитрия Штыхно поддержал Алексей Горностаев, генеральный директор компании «Целевые проекты». В докладе «Системная цифровизация рабочей деятельности всех и каждого в целях сбора корректных данных для целей национального проекта «Экономика данных» он отметил важность передачи системных цифровых навыков сотрудникам компаний и государственных структур в целях более эффективной цифровизации бизнеса.

Далее эксперты обсудили успешные практики профессиональной ориентации школьников и их внедрение в образовательные учреждения по всей стране, а также развитие стипендиальной программы «Инвестиции в будущее». Людмила Винарская, руководитель координационного направления Фонда Гуманитарных Проектов, в своём докладе отметила необходимость организации единой модели профориентации во всех субъектах РФ. Региональный опыт, профориентационные программы и их роль для вовлечения молодёжи в перспективные отрасли экономики представили Любовь Решетникова, директор проектов дивизиона развития кадрового потенциала Агентства стратегических инициатив, Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям компании «Профилум», и Жанна Миникеева, начальник управления государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Республики Башкортостан. 

В заседании также приняли участие:

  • Сергей Наумов, ректор Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина, с докладом «Подготовка кадров для экономики данных Саратовской области: опыт реализации и перспективы».
  • Сергей Селиванов, заместитель генерального директора АО «Экспоцентр», с докладом «Подготовка кадров для экономики данных. Проблемы и перспективы».
  • Максим Лобанов, директор по специальным проектам Департамента развития небанковских сервисов ПАО «Промсвязьбанк», с докладом «Кадры цифровой экономики и экономики данных: проблемы и пути решения на примере ПАО «Промсвязьбанк».
  • Дмитрий Мартынов, руководитель комитета по развитию образования МИТ-МЫ ИТ, с докладами «Успешные практики подготовки кадров для экономики данных в регионах» и «ИТ-соревнования, как элемент профориентации школьников».
  • Дмитрий Ярмоленко, директор по развитию группы ИТ-компаний Unicomm, с докладом «Подготовка кадров для создания цифровых экосистем на примере UnicChat».
  • Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию ПАО «Северсталь», с докладом «Взаимодействие предприятий со школьниками и обучающимися для построения долгосрочной стратегии подготовки и формирования кадрового потенциала работодателя и отрасли».
  • Андрей Титов, заместитель председателя правления Межрегиональной общественной организации «Работающая молодёжь Юга», помощник депутата Государственной Думы РФ Ларисы Тутовой, с докладом «Презентация проекта «Профессионалы» как успешной практики профориентационной работы в регионе».
  • Сергей Эрлик, советник президента Ассоциации участников финансового рынка «Некоммерческое партнёрство развития финансового рынка РТС», с докладом «Стипендиальная программа «Инвестиции в будущее»: опыт и перспективы».

По итогам заседания принято решение рекомендовать вузам — при разработке программ основного и дополнительного образования включать тематику трансформации рынков, бизнес-моделей, цепочек создания стоимости, моделей промышленного производства для подготовки управленческих кадров для экономики данных. Проект решения будет доработан с учётом выступлений и предложений участников заседания.

 

Департамент регионального развития А. Курзина

по материалам РЭУ им.Г.В.Плеханова