16 декабря состоялось совместное заседание подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Комиссии по вопросам развития грузовых перевозок Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации. В рамках обсуждения эксперты рассмотрели вопросы гармонизации законодательства в сфере железнодорожного транспорта, продления срока службы маневровых локомотивов и особенности разработки нормативно-технической базы создания Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП).
С приветственным словом к участникам заседания выступил директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Александр Волченко. Он поблагодарил Общественный совет при Минтрансе России за активное сотрудничество. «Становится уже доброй традицией обсуждать важные для отрасли вопросы в совместном формате. Подобный формат взаимодействия позволяет в ходе дискуссии представить мнения всех заинтересованных сторон в целях формирования итоговой консолидированной позиции». Также Александр Волченко наградил СРО Союз участников железнодорожного рынка (СРО СУЖдР), возглавляемый председателем подкомитета Сергеем Агеевым, Благодарственным письмом ТПП РФ за вклад в развитие рынка железнодорожных услуг и активное сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
По вопросу гармонизации законодательства в сфере железнодорожного транспорта (Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) и федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (федеральный закон № 17-ФЗ)) выступил эксперт Комиссии по вопросам развития грузовых перевозок Общественного совета при Минтрансе России, вице-президент ГК «Промэлектроника» Вадим Ляной. В своем докладе он отметил, что в ТР ТС 003/2011 используется понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта», а в федеральном законе № 17-ФЗ обособлено используются понятия «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» и «железнодорожные пути необщего пользования». При этом технические средства инфраструктуры, применяемые на железнодорожном транспорте, как общего, так и необщего пользования, идентичны. Юридически это означает, отметил эксперт, что федеральный закон № 17-ФЗ выводит из контура технического регулирования на транспорте необщего пользования три из четырех подсистем железнодорожной инфраструктуры (железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная электросвязь). Следствием этой коллизии является возможность применения несертифицированного оборудования электроснабжения, связи, сигнализации недобросовестными владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта необщего пользования. Таким образом, создаются реальные риски аварий и катастроф. Для снижения рисков безопасности движения Вадим Ляной предложил внести соответствующие изменения в федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
По итогам обсуждения данного вопроса участники дискуссии достигли договоренности провести рабочую встречу в формате ВКС в целях согласования предложений по доработке текста федерального закона № 17-ФЗ.
В рамках вопроса по продлению срока службы маневровых локомотивов, эксплуатируемых на путях необщего пользования, а также выходящих на станционные пути общего пользования с докладами выступили заместитель генерального директора СРО СУЖдР, начальник ПТО АО «Уралпромжелдортранс» Андрей Бабкин и исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин.
Андрей Бабкин в своем выступлении отметил, что к 2028 году примерно у 80% локомотивов заканчивается назначенный срок службы. Вместе с тем стоимость покупки новых локомотивов или модернизации используемых высока. Существенные дополнительные расходы, заключил Андрей Бабкин, негативно скажутся на тарифообразовании.
Александр Маняхин доложил о состоянии парка локомотивов промтранспорта. Он отметил, что средний возраст локомотивного парка составляет 34 года (от даты постройки), а назначенный срок службы не устанавливался для 10-15% маневровых локомотивов. В 2031 году, по расчетам СРО Ассоциация «Промжелдортранс», промтранспорт может столкнуться с дефицитом маневровых локомотивов, выходящих на пути общего пользования. При окончании назначенного срока службы локомотивы будут эксплуатироваться на путях необщего пользования. Александр Маняхин обратил внимание коллег на то, что из-под действия технического регламента уже выведен тяговый подвижной состав, который эксплуатируется исключительно на путях необщего пользования.
В результате, возможен значительный рост тарифов, что спровоцирует отток грузов на автотранспорт. В целях решения обозначенных проблем исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» предложил продолжить работу над изменениями в ТР ТС 001 (в части снижения финансовой нагрузки при продлении назначенного срока службы), внести изменения в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, которые допустили бы локомотивы, продленные в соответствии с положением Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, на пути общего пользования.
В рамках обсуждения вопроса с комментарием выступил заместитель генерального директора по техническому развитию АО «ТМХ» Михаил Рожков. Он отметил, что при разрешении продления срока службы необходимо возлагать ответственность напрямую на экплуатанта, потому как производитель за пределами назначенного срока службы нести ответственность за безопасность движения не может. Он также обозначил, что нужно разделять вопросы безопасности и экономики в части обеспечения промтранспорта локомотивным парком и вести их параллельно. Экономические вопросы не должны решаться путем изменений в технический регламент.
Председатель подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Комиссии по вопросам развития грузовых перевозок Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Сергей Агеев предложил рассмотреть возможность на законодательном уровне разграничить понятия «модернизация тягового подвижного состава» (с назначением нового назначенного срока службы) и «продление срока службы тягового подвижного состава».
По итогам обсуждения принято решение собрать предложения от всех заинтересованных сторон по решению вопроса обеспечения промтранспорта достаточным парком маневровых локомотивов с целью их обсуждения на площадке Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию с привлечением профильных органов государственной власти.
По третьему вопросу повестки «Разработка нормативно-технической базы создания НЦТЛП. Перспективная программа стандартизации в транспортно-логистической сфере» выступил председатель рабочей группы по развитию транспортно-логистических услуг и интеграции цепей поставок Комиссии по вопросам развития грузовых перевозок Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Кирилл Тюленев. Он доложил о выполнении мероприятий по разработке национальных стандартов, классификаторов, справочников для обеспечения создания и функционирования НЦТЛП в Российской Федерации.
Также в рамках заседания были вручены награды Общественного совета при Минтрансе России генеральному директору Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андрею Курушину, президенту Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Ольге Мельниковой, исполнительному директору СРО Союз операторов железнодорожного транспорта Игорю Санковскому и главному эксперту Департамента по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями АО «Скоростные магистрали» Антону Шуваеву.
Комитет ТПП РФ по транспорту и экспедированию, Евгений Монахов