24 декабря в Торгово-промышленной палате России состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, на котором эксперты подвели итоги деятельности Комитета в текущем году, обсудили актуальные проблемы медиаотрасли и наметили направления работы на 2025 год.
Заседание модерировал председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, генеральный директор «СТП Медиа» Игорь Потоцкий.
Об общих итогах деятельности Комитета в 2024 году рассказала ответственный секретарь Комитета, главный эксперт – руководитель направления Отдела по связям с общественностью Центра по связям со СМИ ТПП РФ Кира Андроникашвили.
В 2024 году Комитет провел 20 мероприятий (заседания, круглые столы, обучающие мастер-классы), принимал участие в партнерских мероприятиях. Наиболее широкую огласку традиционно получили два масштабных мероприятия – Всероссийский форум деловых СМИ, в подготовке и проведении которого Комитет принимает активное участие, а также открытое заседание Комитета, ежегодно проходящее на площадке фестиваля Союза журналистов России в Сочи в рамках Форума современной журналистики «Вся Россия».
Деятельность Комитета в 2024 году главным образом была посвящена проблемам, связанным с введением ограничений на использование некоторых видов контента в телевещании. Кроме того, Комитет активно занимался вопросами поддержки печатных СМИ и типографий, подготовки медиаюристов и профессиональных кадров в сфере медиа, поддержки региональных СМИ в условиях цифровизации и новых законодательных изменений, применения ИИ в медиа и др.
Заместитель председателя Комитета, председатель подкомитета по печати и книгоизданию, главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова рассказала о вопросах, которые волнуют издательский бизнес в связи с обеспечением утилизации отходов бумажной промышленности. По ее словам, в Комитет поступает множество обращений с просьбой уточнить, являются ли редакции плательщиками экологического сбора или нет.
Татьяна Иванова напомнила, что Комитет активно занимался этой темой в 2022 году и провел несколько разъясняющих мероприятий. Так, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, все производители товаров обязаны платить экологический сбор. Плательщиками являются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
«Редакции все еще живут в надежде, что они не являются плательщиками экосбора. Однако, как показывает череда выдачи предписаний и постановлений о привлечении редакций к ответственности в регионах, это не так. И мы тоже пришли к выводу, что экологический сбор платить нужно», – отметила она.
Тем не менее, как рассказала медиаюрист, эксперт в области медиаправа Светлана Кузеванова, существует и другое мнение: в случае, если материалы принадлежат типографии и продукция не возвращается к издателю как к собственнику, а напрямую реализуется через типографские организации, то этот налог должна платить типография, поскольку именно она по факту занимается утилизацией. В свою очередь, главный редактор газеты «Экономика и жизнь» считает такую позицию ошибочной, поскольку типографии оказывают только логистические услуги по транспортировке тиража, а сам тираж принадлежит непосредственно издателю.
Разница во взглядах на этот вопрос вызвана тем, что в свое время Минприроды России представило разъяснения, в которых говорилось, что необходимость платить экологический сбор определяется, в том числе, тем, кому принадлежит сырье. С учетом того, что редакции обычно пользуются типографским сырьем (только крупные издатели могут позволить себе напрямую покупать бумагу у бумажных комбинатов и держать ее в типографии), у представителей отрасли до сих пор нет согласованной позиции по этому поводу.
«Есть практика, когда к ответственности привлекали типографии, а есть практика, когда привлекали редакции. Поэтому мы хотим конкретики. Очевидно, что в условиях такого неоднозначного правоприменения назрела необходимость дать четкое понимание редакциям, являются ли они плательщиками экосбора, если печатают свой тираж в типографиях, но сырье при этом принадлежит непосредственно самой полиграфической индустрии», – сказала Светлана Кузеванова.
Чтобы помочь отрасли разобраться в этой ситуации, в декабре этого года Комитет направил в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на имя министра Александра Козлова письмо за подписью президента ТПП РФ Сергея Катырина с просьбой разъяснить, распространяются ли требования законодательства в области обращения с отходами на деятельность редакций печатных СМИ и есть ли у них обязанность по представлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, декларации о количестве товаров, упаковки товаров, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, расчета экологического сбора и уплаты экологического сбора в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации в случае, когда они не предоставляют сырье типографии для производства печатной продукции. Ответ от министерства ожидается получить в начале 2025 года.
Члены Комитета отмечают, что сложности в практике правоприменения по спорным вопросам усугубляются скудной судебной практикой. Так, Светлана Кузеванова отмечает, что за последние два месяца из пяти редакций, обратившихся к ней за юридической помощью, в суд не пошел никто. Игорь Потоцкий подтвердил, что в течение этого года Комитет не раз обращался к этому вопросу, который касался также и телевещателей, получивших штраф от Роскомнадзора, – и почти никто из них не ходил в суд оспаривать решения регулятора. По мнению председателя Комитета, столь малое количество обращений в суд по спорным вопросам несет тяжелые последствия для всей отрасли, поскольку отсутствие судебных прецедентов может привести ко все большему количеству претензий от контрольных органов в будущем.
Директор ОБУ «ТРК Липецкое время» Наталья Калугина объясняет нежелание редакций защищаться в суде недостаточной профессиональной компетентностью юристов, которые работают в региональных телерадиокомпаниях. «Практически каждые полгода появляется какой-то новый законопроект, а как его применять, мы не вполне понимаем. Когда мы сталкиваемся с чем-то впервые, наши юристы слабо подготовлены к тому, чтобы защищать наши интересы», – говорит эксперт.
И таких вопросов у отрасли много. Один из последних – закон о запрете пропаганды отказа от деторождения. По словам Натальи Калугиной, существует достаточно большое количество фильмов, сериалов, документальных проектов, в которых этот вопрос поднимается. Часть из них находятся в разработке, и поэтому редакциям телеканалов необходимо четко понимать, что делать с таким контентом, как его правильно подавать и как быть с этической стороной вопроса регулирования искусства: «Какое право мы имеем вырезать отдельные сюжеты из фильма, если режиссер закладывал определенную смысловую нагрузку в определенный образ или связанные с ним сцены? Таким образом, мы либо нарушаем закон, либо разрушаем понимание авторского замысла».
Подобных спорных моментов в толковании новых изменений в российском законодательстве немало. По словам Игоря Потоцкого, для решения имеющихся в отрасли проблем Комитет направил письма в государственные органы. В Комитет Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи было направлено письмо с предложением создать рабочую группу из представителей этого Комитета, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, Союза журналистов России и Роскомнадзора с привлечением к ее работе практикующих юристов медиакомпаний, для проведения анализа существующих проблем и выработки алгоритма их решения.
Второе письмо было направлено в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с предложением рассмотреть возможность организации серии семинаров для региональных телеканалов с участием представителей центрального аппарата Роскомнадзора, уполномоченных на предоставление необходимых разъяснений и изложение официальной позиции РНК по вопросам, связанным с правоприменительной практикой, возникшей после вступления в силу ряда законов, касающихся использования в аудиовизуальных произведениях бранной лексики, сцен употребления табачной и алкогольной продукции, наркотических средств, насилия и целого ряда других вопросов.
Работа в этих направлениях будет продолжена Комитетом в 2025 году. В план работы на следующий год также включены обсуждение проблем профессиональной подготовки медиаюристов, стимулирования представителей СМИ к защите собственных интересов в суде, кадрового дефицита, принадлежности прав на материалы, созданные с помощью ИИ, и других тем.
В заседании также приняли участие директор Центра по связям со СМИ ТПП РФ Александр Шкирандо, директор дирекции специальных проектов телеканала «Общественное телевидение России» Сергей Ломакин, генеральный директор телеканала «Большая Азия» Александр Лебедев и другие.
Пресс-служба ТПП РФ, Н.Оголенко