
30 января 2025 года в Ставрополе состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и Комитета Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» по предпринимательской деятельности в сфере безопасности.
В ходе мероприятия обсуждались проблемные вопросы обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности социальных объектов.
Модератором дискуссии выступила вице-президент Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» Любовь Валовая.
В своем вступительном слове к участникам председатель Комитета ТПП Ставропольского края по предпринимательской деятельности в сфере безопасности Анатолий Сапичев отметил, что в настоящее время ко всем социальным объектам предъявляются особые требования по безопасности, но наибольшее внимание необходимо уделять проведению отбора организаций, которые обеспечивают физическую охрану данных объектов. Иначе не сработает весь комплекс мер безопасности.
Об опыте города Москвы рассказал заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский.
По его словам, ключевым стало решение властей города о создании саморегулируемой организации, которая бы координировала работу частных охранных предприятий, а ориентиром для обеспечения охраны и антитеррористической защищенности социальных объектов в столице стал комплекс мер, разработанный и впервые опробованный на объектах образования.
Второй вехой, уже в рамках деятельности СРО Ассоциация «Школа без опасности», по словам Сергея Саминского, стала разработка профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». На его основе стала вестись системная подготовка работников охраны, что уже скоро дало зримые результаты.
Практика использования профстандарта насчитывает 10 лет. В ее пользу говорит как статистика предотвращенных правонарушений и происшествий на объектах, так и исключительно положительные отзывы от органов исполнительной власти, МВД России и Росгвардии.
За два с половиной года реализации проекта саморегулируемая организация в беспрецедентных условиях подтвердила, что саморегулирование является незаменимым инструментом повышения качества охранных услуг.
Залогом ее успешной деятельности является обучение кадров и строгое соблюдение ее членами стандартов по охране объектов образования — профессионального и национальных, разработанных СРО Ассоциация «Школа без опасности» совместно с Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности (ФКЦ РОС).
Сергей Саминский отметил, что национальные стандарты для государственного заказчика — это действенный способ получить качественную услугу. Включив их в конкурсную документацию, он делает требования стандартов, в которых воплощены многолетние опыт и практика лидеров отрасли, обязательными для исполнения.
Обсуждение темы саморегулирования продолжил член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, председатель Правления Союза СРО НСБ, вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Силивончик.
По его мнению, несмотря на положительный пример Москвы, в регионах потенциал этого института практически не раскрыт. Соответственно не раскрыт и потенциал взаимодействия профессионального сообщества и органов власти. При этом не следует делать саморегулирование в отрасли обязательным — это может нивелировать все его преимущества. Именно добровольность позволяет объединить ответственные частные охранные предприятия, которые готовы работать по единым стандартам, соблюдать общие правила и строить конструктивный диалог с государственным заказчиком.
В новом Федеральном законе «О частной охранной деятельности» отдельным положением предусматривается предъявление дополнительных требований к ЧОО путем их объединения в отраслевые саморегулируемые организации.
Сергей Силивончик уверен, что вполне достаточно реализовать тот потенциал, который уже заложен в нормативно-правовой базе по закупкам и законодательстве о саморегулировании, чтобы выйти на новый качественный уровень, соответствующий той высокой планке, что есть в Москве.
Еще одной темой дискуссии стало применение приказа Росгвардии от 15 февраля 2021 года № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта…», на которой подробно остановился в своем выступлении член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президент ФКЦ РОС Александр Козлов.
По его убеждению, данный приказ должен быть опорной точной, которая позволит рассчитывать начальную (максимальную) цену контракта без нарушения прав как работников, так и собственников частных охранных организаций, а заказчику — получать надежного исполнителя.
Однако сегодня государственный заказчик нередко игнорирует содержащийся в Приказе метод расчета НМЦК, объявляя, что бюджетные лимиты дают возможность выделить на закупку услуги в три раза меньше ее реальной стоимости. Фактически предлагая исполнителю либо платить зарплату ниже МРОТ, либо нарушать налоговое законодательство. На такие условия с готовностью идут предприятия, откровенно занимающиеся демпингом.
Именно поэтому представители охранных структур не поддержали позицию председателя Комитета по государственным закупкам Ставропольского края Александра Шевченко, согласно которой нет смысла платить больше, когда есть участники рынка, обещающие оказать качественные услуги за гораздо меньшую стоимость.
Есть немало примеров, когда на это обращает внимание прокуратура, справедливо отменяя торги в связи с нарушением правил расчета НМЦК. Остается надеяться, что это чему-то научит заказчиков, готовых в текущих условиях выбирать вместо профессиональной охраны её дешевую подделку.
Как отметили участники встречи, в некоторых регионах по материалам деятельности экспертов правоохранительными органами возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием своего служебного положения, а также причинение ущерба в крупном размере).
В резолюцию заседания было предложено также включить рекомендации запретить закупку охранных услуг в форме аукционов и не допускать заключения краткосрочных контрактов, затрудняющих контроль качества их исполнения.
Как отметил заместитель начальника отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Ставрополю Управления Росгвардии по Ставропольскому краю Андрей Чайка, подобные краткосрочные договоры затрудняют и работу представителей регулятора по контролю за соблюдением лицензионных требований, устранению нарушений в рамках выданных предписаний.
Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности