В ТПП РФ обсудили проблемные вопросы правоприменительной практики в сфере частной охранной деятельности

4 февраля 2025 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло расширенное заседание Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, в ходе которого обсуждались проблемные вопросы, связанные с правоприменительной практикой в сфере закупок для обеспечения охраны государственных и муниципальных объектов, поиском путей детенизации частной охранной деятельности, а также совершенствованием нормативно-правовой базы в связи с принятием нового Федерального закона от 30.11.2024 № 427-ФЗ «О частной охранной деятельности».

 Открыл и вел заседание председатель Комитета ТПП РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции  Анатолий Выборный. Он, в частности,  напомнил, что принятие в конце прошлого года базового закона, значительно расширило виды деятельности и полномочия частных охранных предприятий. К примеру, исчез такой пережиток прошлого, как запрещение создавать филиалы в других регионах. Это вопрос крайне актуальный с учетом множества вызовов и угроз, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время.

О других аспектах развития отрасли рассказал президент Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности (ФКЦ РОС) Александр Козлов.

Он отметил, что если на начальном этапе существования частной охраны регулятор при изменениях нормативно-правовой базы был сосредоточен на контроле деятельности ЧОО, то постепенно, с ростом доверия к ним, стали расширяться и права частного охранника. Одновременно и сами ЧОО формировали механизмы саморегулирования и собственные общественные институты. Эти процессы привели к появлению двух ключевых для развития всей отрасли общественных организаций — ФКЦ РОС и СРО Ассоциация «Школа без опасности».

Среди достижений, которые были бы невозможны без их усилий - Постановление Правительства РФ № 2604, сделавшее  более весомыми критерии качества, чем цены (60% против 40%) на торгах по закупке охранных услуг государственным заказчиком. Прорывом стало также появление Приказа Росгвардии от 15 февраля 2021 года № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта…» (Приказ Росгвардии № 45), установившего порядок формирования начальной (максимальной) цены (НМЦК) на закупку охранных услуг.

Однако на этом борьба за очистку рынка государственного заказа от тех участников, у которых от частного охранного предприятия разве что название, не закончена. При проведении аукционов подобные участники снижают цену почти на 50%. Как это сказывается на качестве их услуг, легко догадаться. А их провалы влияют и на имидж добросовестных организаций.

Александр Козлов считает, что для изменения ситуации действовать нужно на нескольких направлениях. Первое — приказом Минфина должна быть утверждена отдельная бюджетная статья расходов на закупку охранных услуг. Сейчас частная охрана финансируется из статьи «содержание имущества». Что побуждает некоторых заказчиков пренебречь безопасностью в пользу, например, ремонта. Второе — остро стоит необходимость запретить закупку охранных услуг методом аукциона. Третье — 45-й приказ Росгвардии должен исполняться повсеместно. Нельзя оправдать цену, которая не позволяет исполнителю либо выплатить МРОТ, либо исполнить налоговое законодательство. А цена ниже рассчитанной по Приказу Росгвардии № 45 априори означает именно это. Александр Козлов считает, что решение хотя бы этих трех проблем коренным образом повлияет на качество охранных услуг в лучшую сторону.

Руководитель рабочей группы по ценообразованию в охранной отрасли Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов коснулся проблем, возникающих у добросовестных исполнителей на закупках.

На сегодняшний день силами ЧОО обеспечивается охрана десятков тысяч объектов социальной сферы — школ, детских садов, больниц. Как правило, все они относятся к объектам, в отношении которых предъявляются обязательные требования по антитеррористической защищенности. В большинстве случаев закупка охранных услуг для них производится в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Александр Гадалов отметил, что, к сожалению, несмотря на все последние позитивные законодательные изменения, заказчики находят способы создавать барьеры, которые сводят результат закупки к мнимой экономии бюджетных средств, достигаемой за счет неисполнения контрактов в полном объеме и неуплаты налогов исполнителями.

Эти барьеры условно можно разделить на две основные категории — ситуативные и надстроечные. К первым относятся те, которое заказчики используют, руководствуясь прямыми нормами Закона № 44-ФЗ. Это закупка охранных услуг аукционом, закупка с сокращенным сроком оказания услуг, применение неэффективных показателей оценки заявок. Надстроечные ограничения создаются путем принятия нормативных актов или письменных рекомендаций и указаний на уровне федеральных или региональных органов власти. Так, есть пример издания регионом своего постановления о порядке определения НМЦК, которое противоречит Приказу Росгвардии № 45.

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский в своем выступлении рассказал об опыте охраны образовательных организаций Москвы.

По его словам, в столице был пройден большой путь: от времени, когда в этой сфере работали сотни ЧОПов, большинство из которых предоставляли имитацию вместо реальных услуг, до периода профессиональной охраны, который связан с деятельностью СРО Ассоциация «Школа без опасности». Точкой его отсчета можно считать 2015 год, когда появился первый профессиональный стандарт в частной охранной отрасли «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». С этого момента в столице началась профильная подготовка кадров для охраны объектов образования.

Всего в последующие годы под эгидой СРО Ассоциация «Школа без опасности» удалось обучить 40000 человек для этой непростой, обладающей своей спецификой работы.

Эти профессионалы стали фундаментом устойчивой системы охраны образовательных организаций Москвы. Ее сохранению послужили принятые властями города меры против демпингеров: большие лоты на торгах, которые были непосильны для предприятий-однодневок, трехлетние контракты и т.д.

Однако на данный момент в столице возник сильный разрыв между НМЦК, рассчитанной по Приказу Росгвардии № 45, и реальной ценой контракта, что создает определенную угрозу отлаженной системе охраны образовательных организаций.

А ведь очень важно удержать подготовленных, опытных охранников, о качестве работы которых наглядно сообщает статистика. За один только 2024 год оперативной службой СРО Ассоциация «Школа без опасности» было зафиксировано более 150 пресеченных попыток проноса запрещенных предметов (среди которых ножи, пневматические пистолеты, пиротехника), 29 предотвращенных проникновений на объекты, 65 задержанных охранниками и переданных сотрудникам полиции правонарушителей и т.д.

Представитель Правительства Москвы Владимир Лопарёв указал, что вопрос охраны образовательных организаций и повышения цены на эти услуги сегодня активно прорабатывается властями города.

Директор Департамента ТПП РФ по работе с объединениями предпринимателей Александр Волченко продолжил тему нового Закона «О частной охранной деятельности».

По его убеждению, для того, чтобы новый закон полноценно работал, нужна подзаконная база, ведь зачастую подзаконные акты с точки зрения влияния на отрасль имеют даже большее значение, чем положения самого закона.

В связи с этим Александр Волченко предложил проводить дальнейшую совместную работу с Росгвардией по разработке данных актов на площадке Комитета по безопасности предпринимательской деятельности.

Одним из способов защиты рынка охранных услуг от недобросовестных поставщиков является общественный контроль. Об этом заявил председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин. При Комиссии была создана рабочая группа по организации общественного контроля за качеством оказания охранных услуг при исполнении государственного заказа, а первые проверки должны пройти уже в марте.

Свое видение решения обозначенных проблемных вопросов озвучили представители федеральных органов исполнительной власти: начальник отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Екатерина Кузнецова, заместитель начальника отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Юрий Алыбин,   заместитель начальника Отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Минпросвещения России Александр Борисов, старший прокурор отдела по надзору за законностью проверок бизнеса управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры России Лариса Никитина.

Они с вниманием отнеслись к озвученным проблемам и выразили готовность помочь охранному сообществу после проведения их тщательного анализа.

О практике применения Приказа Росгвардии № 45 рассказал начальник Управления ГУЛРРиГК Росгвардии Азамат Дышеков.

Он подчеркнул, что в главке постоянно работают с региональными подразделениями, благодаря чему на сегодняшний день уже примерно в сорока субъектах цена на охранные услуги либо соответствует расчетной, либо близка к ней.

Заместитель председателя Технического комитета по стандартизации охранной деятельности (ТК 208), директор АНО НИЦ Центр стратегического развития негосударственной сферы «Безопасность» Олег Климочкин назвал еще одну возможность для улучшения ситуации в отрасли. По его мнению, одним из назревших вопросов для сферы частных охранных услуг является дисбаланс между разрешенными для применения упрощенной системы налогообложения суммой годового дохода и количеством персонала. Из-за этого заблокированы процессы естественного роста организаций.

Оптимальным было бы расширить нулевую ставку НДС на все субъекты частной охранной деятельности.

Председатель Правления Союза СРО НСБ, вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Силивончик озвучил инициативу по внесению изменений в закон об организации дорожного движения. По мнению экспертов необходимо освободить от оплаты парковки автомобили экипажей ГБР, а также разрешить движение по полосам для общественного транспорта. Эти меры важны для повышения оперативности и эффективности их работы, что напрямую влияет на безопасность граждан.  Вместо того, чтобы выполнять свои служебные обязанности, экипаж занимается поиском наиболее подходящего места, чтобы не быть оштрафованным за нарушение правил парковки.  Особенно актуальна проблема в Москве, 29 января принят закон о внесении изменений в КоАП г. Москвы, согласно которым штраф для юрлиц за неоплату парковки увеличивается в десять раз: с 5 до 50 тысяч рублей. Документ вступит в силу уже в феврале 2025 года.

Данную инициативу поддержал председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин, предложив в ближайшее время обсудить проблематику с профильными экспертами на площадке общественной палаты.

В ходе заседания выступили и другие эксперты, среди которых главный советник Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Денис Дроздов, заместитель председателя правления РООР ФКЦ «Москва» Михаил Потапов и руководитель объединенной редакции ИД «Мир безопасности» Дмитрий Каплин.

В ходе мероприятия прозвучало важное соображение, с которым трудно спорить: тяжелые последствия, наступающие из-за провалов в сфере антитеррористической защищенности, стоят обществу куда больше, чем средства, сэкономленные на профессиональной охране.

Подводя итоги заседания, председатель Комитета Анатолий Выборный поблагодарил членов Комитета и участников заседания за высказанные предложения по улучшению предпринимательского климата и выразил уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве Комитета с органами власти и бизнес-сообществом в решении стоящих задач.

По итогам заседания за основу принят  проект решения, который после доработки будет представлен руководству ТПП РФ  с целью продвижения озвученных членами Комитета инициатив в органах государственной власти.

 

Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской

деятельности, А. Прудников