Алтай - Турция, движение навстречу: новые реалии - новый формат торгово-экономического сотрудничества

С 25 по 27 июля Союз «Торгово-промышленная палата Алтайского края» при поддержке Представительства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в Турции и Центра поддержки экспорта Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства провели экспортно-ориентированную бизнес-миссию в Турецкую Республику.

В течение трех дней в Стамбуле и в Мерсине работали представители предприятий Алтайского края: Алексей Пеньков, директор ООО «РУСАН ЭКСПОРТ» (компания входит в состав ТПП Алтайского края, производит рапсовое и льняное масло, горох, чечевицу); Татьяна Бакланова, директор ООО «Алтай-Занддорн» (входит в группу компаний «СПТК», члена ТПП Алтайского края; переработчик облепихи – производитель сырья для дальнейшего производства пищевой и косметической продукции, биологически активных добавок: масло, сок, порошок и семечка облепихи); руководитель отдела продаж Елена Смирнова и специалист отдела продаж Марина Таркова – представители Индивидуального предпринимателя Романа Пташкина, ТМ «Grifon»  (производитель хозяйственных товаров, товаров для BBQ, одноразовой посуды, в том числе эко-товаров из дерева). 

Делегацию сопровождали главный специалист Центра поддержки экспорта Алтайского фонда МСП Анастасия Яценко и специалист по организации торгово-экономических миссий ТПП Алтайского края Наталья Суворова.

Первый день мероприятий открыла биржа деловых контактов с турецкими предпринимателями. После снятия пандемийных ограничений - это первая биржа контактов в Стамбуле в рамках организованных бизнес-миссий ТПП Алтайского края в Турцию. Большую часть 25 июля алтайские компании провели в конференц-зале за рабочими местами, активно участвуя в переговорах с потенциальными турецкими партнерами.

Завершила работу дня деловая встреча участников алтайской делегации с руководителем отделения Торгового представительства РФ в Турецкой Республике Артуром Леонтьевым, представителем Российского экспортного центра в Турецкой Республике Тимуром Сафиным, представителем Торгово-промышленной палаты РФ в Турецкой Республике Ильей Корниловым.

На встрече обсудили актуальные особенности работы с турецкими компаниями, программы финансовой и нефинансовой поддержки группы РЭЦ, перспективные направления сотрудничества по направлениям бизнеса делегатов. Артур Леонтьев пригласил участников на осенние выставки в Турции по продуктовому и промышленному направлениям деятельности: WorldFood Istanbul 2022 и Maktek Eurasia 2022 соответственно. Центр поддержки экспорта Алтайского фонда МСП планирует субсидированное участие в данных мероприятиях для субъектов малого и среднего предпринимательства Алтайского края.

Российские коллеги поделились экспертным опытом. Интерес российских компаний к турецкому рынку наблюдался всегда, а в текущей ситуации он возрос в разы, количество запросов в российские ведомства увеличились многократно, турецкий бизнес также ощущает к себе повышенное внимание, что отчасти затрудняет выход на данный рынок, так как в конечном итоге усилилась конкуренция не только с зарубежными, но и с отечественными компаниями.

Стамбул, исторически будучи торговым городом-портом, стоящем на пересечении большого количества торговых путей и смешении культур, достаточно оптимистично смотрит на сотрудничество с Россией, но не все правила рынка еще понятны обеим сторонам и приемлемы для российского экспортера, также как и не вся российская продукция понятна и интересна турецкому потребителю, кроме того, огромное значение имеет цена.

За последние годы правительство Турции ввело ввозные пошлины на многие категории российских товаров, например, импортная пошлина на облепиховый сок составляет 58,8%, а на рапсовое масло 19,5%. В связи с этим рекомендуется перед выходом на данный рынок и расчете ценообразования изучить затраты на экспорт продукции в Турцию. Некоторые позиции товаров в базе данных турецких таможенных органов могут не совпадать с привычными кодами ТН ВЭД, при подготовке визита следует изучать этот вопрос отдельно для получения достоверных статистических данных.

Несмотря на все имеющиеся барьеры, между Россией и Турцией ведется активное и плодотворное сотрудничество, продукция российских, в том числе алтайских производителей, пользуется высоким спросом на рынке, благодаря своему высокому качеству она привлекает все больше внимания. В доказательство этому Турция станет пятой страной, где откроется дегустационный павильон с продукцией «Сделано в России» под брендом «GoodFoodRussia». Павильон планируется разместить в сердце торговой столицы Турции – Стамбуле.

Демонстрационные павильоны Российского экспортного центра объединяют лучших производителей качественных и экологически чистых продуктов питания из России и уже успешно работают в Китае, Египте, ОАЭ и Вьетнаме.

Анастасия Яценко в завершении встречи поблагодарила принимающую сторону и отметила, что участие в подобных бизнес-миссиях помогает понять многие нюансы совместной работыс потенциальными партнерами, которые чаще всего невозможно узнать и проработать дистанционно.

Последующие дни программы проведены согласно заранее составленным графикам за посещением офисов и складов организаций Стамбула и Мерсина. Для наибольшей результативности переговоров каждую алтайскую компанию сопровождали персональные переводчики, профессионалы с опытом работы более 20 лет; для одновременного проведения выездов на профильные встречи и для комфорта участников делегации был организован индивидуальный трансфер на автомобилях бизнес-класса.

Всего в рамках работы бизнес-миссии было проведено 29 деловых встреч, в результате которых каждой алтайской компании удалось достичь предварительных договоренностей о сотрудничестве с не менее 6 потенциальными партнерами.

Представитель ТПП РФ в Турции Илья Корнилов отмечает высокую активность представителей бизнеса Алтайского края и нацеленность на конкретный результат:

- Уже в третий раз за период с 2020 года по 2022 год делегация Торгово-промышленной палаты Алтайского края посетила с деловым визитом Турцию. В этом году алтайский бизнес представили три компании. К примеру, предприятие «Алтай-Занддорн» презентовало турецким партнерам свои возможности по поставкам продуктов переработки облепихи, которую еще называют «алтайским золотом» и «кладовой солнца». Данное сырье является достаточно новым и незнакомым для турецкого рынка. Однако результаты состоявшихся переговоров позволяют рассчитывать на его востребованность в Турции.

В целом можно говорить о том, что бизнес-миссия позволила наметить точки для дальнейшего взаимодействия между турецкими и алтайскими предпринимателями, заложить основу для развития отношений, сформировать первичное общее понимание положения дел на местном рынке. Однако следует учитывать, что организация экспорта в Турцию – это тонкая и кропотливая работа, принимая во внимание восточный менталитет наших потенциальных партнеров. Результаты бизнес-миссии и основательный подход менеджмента миссии, ее участников вселяют определенный оптимизм в отношении перспектив алтайских компаний на турецком рынке. 

 

Департамент экономического развития ТПП Алтайского края