Создание транспортно-логистического хаба, весогабаритный контроль и переход на электронный документооборот стали темами VIII Транспортного форума, который прошел 6 декабря 2023 года в ТПП Нижегородской области. Организаторами мероприятия выступили Торгово-промышленная палата Нижегородской области, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (филиал АСМАП по ПФО).
Деловая программа включала проведение пленарного заседания по трем тематическим блокам: «Весогабаритный контроль», «Переход на электронный документооборот» и «Реализация проекта «Великий Волжский путь».
Открывая форум, с приветственным словом перед собравшимися выступил генеральный директор ТПП Нижегородской области Иван Разуваев. «Программа Транспортного форума постоянно расширяется, с каждым годом увеличивается количество участников и рассматриваемых тем. Проведена большая работа по проблемам транспортной отрасли и еще много предстоит сделать, поэтому надеюсь, что в рамках сегодняшнего форума мы сможем выработать предложения, которые лягут в основу обращения к исполнительным и законодательным органам власти», - сказал Иван Разуваев. Он призвал участников мероприятия активно участвовать в работе форума и напомнил, что, в случае, если потребуются изменения на законодательном уровне, обращение будет направлено в адрес депутатов Госдумы Российской Федерации.
От Законодательного Собрания Нижегородской области участников форума поприветствовал председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков и пожелал дальнейших трудовых свершений и новых хороших дорог.
Руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по ПФО, председатель общественного комитета по транспорту и экспедированию ТПП Нижегородской области Евгений Окунев обозначил основные задачи транспортной отрасли на текущий момент: «С момента введения европейскими странами санкций в отношении российских автомобильных перевозчиков основной стратегической задачей является выстраивание транспортного коридора «Север-Юг». Принципиально важно в этом вопросе наладить синхронную работу пунктов пропуска на границе с Грузией, Азербайджаном и Китаем. Этому вопросу уделяется большое внимание, но многое еще предстоит сделать». Евгений Окунев также выделил ряд тактических задач отрасли – усовершенствование системы весогабаритного контроля, внедрение электронного документооборота, развитие и сопряжение автомобильных, железнодорожных и речных транспортных потоков.
Первый тематический блок деловой программы форума был посвящен проблеме некорректной работы постов весогабаритного контроля, которая, по словам Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павла Солодкого, актуальна для многих регионов нашей страны. Он рассказал о непростом пути, который пришлось пройти предпринимателям Нижегородской области, чтобы решить эту проблему, и посоветовал другим регионам изучить и использовать нижегородский опыт.
Актуальность данной проблематики не снижается, о чем свидетельствуют многомиллионные штрафы, получаемые транспортными компаниями из Курганской области. Участники форума высказали пожелание, чтобы законодательная инициатива об ответственности владельцев постов весогабаритного контроля за их корректную работу была направлена в Государственную Думу.
Форум продолжился обсуждением проблем развития речного транспорта, в частности планов по созданию транспортно-логистического хаба в Нижегородской области, объединяющего новый речной порт, железнодорожный контейнерный терминал и промышленную территорию с налоговыми льготами. Подробно об этом рассказал заместитель генерального директора по стратегии и развитию Корпорации развития Нижегородской области Антон Гаранин. Создание транспортно-логистического хаба в Нижнем Новгороде позволит сократить логистические цепочки доставки грузов по МТК «Север – Юг», снизить стоимость перевозок и загруженность железнодорожных путей, обеспечить доступ товаропроизводителей к экспортным рынкам. «Инвестиционная привлекательность региона напрямую связана с транспортной доступностью. Только в комплексной связке транспортных систем регион может успешно развиваться», - подчеркнул Антон Гаранин.
Он сообщил, что в результате анализа существующей инфраструктуры для реализации проекта была выбрана площадка в городе Бор. Общий объем инвестиций составит 11,6 млрд руб. до 2028 года. Целевой грузооборот – 4350 тыс тонн в год, что позволит на 16% увеличить грузооборот по МТК «Север-Юг». На первом этапе планируется создание портовой особой экономической зоны с преференциями для резидентов, на втором этапе – строительство портовых объектов. Реализация проекта окажет положительное влияние на развитие промышленного производства в регионе, в том числе судостроения, прирост контейнерных грузоперевозок, увеличение рабочих мест.
Руководство области прогнозирует синергетический эффект от инвестиций в развитие транспортной логистической инфраструктуры вокруг портовой особой экономической зоны. Проект поддерживают представители Горьковской железной дороги и Администрации Волжского бассейна, а также лидеры отрасли - транспортная компания «ТрансКонтейнер» и интегратор складских роботизированных процессов компания FIRST. Концептуальную и расчетную часть проекта создания нового речного порта помогали выполнить ученые Волжского государственного университета водного транспорта.
Тему создания транспортно-логистического хаба на Волге продолжил заместитель главного инженера Горьковской железной дороги Дмитрий Орлов, рассказав о взаимодействии РЖД и Корпорации развития Нижегородской области по реализации этого проекта. Он отметил, что на выбор площадки под строительство порта повлияло наличие в городе Бор железнодорожной станции «Моховые горы», перерабатывающую способность которой планируется повышать.
Обсуждая проблему развития речного судоходства, участники форума затронули не менее важную проблему, связанную с обмелением Волги в районе Городца. Участок длиной 50 км до Нижнего Новгорода является самым проблемным, лимитирующим все судоходство на Волге. В середине 90-х годов произошел размыв дна у порога Городецкого шлюза, в результате необходимая глубина в 3,5 м перестала выдерживаться. Это отразилось на конкурентоспособности водного транспорта - в настоящее время речным транспортом перевозится 20% грузов от максимальных показателей Советского периода. Об этом сообщил исполняющий обязанности заместителя руководителя по водным путям ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Игорь Кукин. Он также рассказал о планах по капитальной реконструкции этого участка реки и проводимых дноуглубительных работах.
Не менее актуальной проблемой для транспортной отрасли является подготовка квалифицированных кадров инженерно-технической, логистической, экономической, юридической специализации. О взаимодействии Волжского государственного университета водного транспорта с транспортно-логистическими компаниями по подготовке инженерно-технических кадров и о программах трудоустройства выпускников участники форума узнали из выступления директора центра стратегического развития ВВП и инфраструктуры ФГБОУ ВО ВГУВТ Александра Лисина. Дальнейшее обсуждение вопросов подготовки кадров для транспортной отрасли планируется на площадке форума «Транспорт. Горизонты развития» в апреле 2024 года.
Заключительная часть форума была посвящена вопросам перехода на электронный документооборот в автомобильных перевозках. С подробным докладом по этой теме выступила заместитель директора Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»
Наталья Соболева. Она рассказала о том, как работает государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), и преимуществах ее применения, особо подчеркнув, что внедрять систему необходимо уже сейчас, так как к сентябрю 2024 года ее использование станет обязательным.
Тему продолжил генеральный директор ООО «ГЕФТ» Константин Алексиу, рассказав о перспективах электронного документооборота в грузоперевозках для улучшения логистических процессов.
Своим опытом использования электронного документооборота и его преимуществах для клиентов поделился директор филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге Анатолий Каринский. Он также рассказал о возможностях компании по развитию контейнерных перевозок.
В ходе форума партнеры мероприятия знакомили участников со своей продукцией и услугами. Прицепную технику и холодильно-отопительное оборудование ведущих производителей презентовала группа компаний «АЛЬФА». Инновации в складской логистике продемонстрировала в своей презентации компания FIRST. Торговый дом «Вертикаль» представил участникам форума линейку складского оборудования торговой марки HANGCHA. ПАО «НБД-Банк» представил преимущества лизинговых программ напрямую от банка без участия посредников.
На площадке перед зданием Торгово-промышленной палаты была организована выставочная экспозиция автомобилей для грузоперевозок. Дилерский центр Фотон Нижний Новгород компании «КОМТРАНСЦЕНТР», генеральный партнер форума, представил вниманию участников актуальный модельный ряд техники «Фотон», а также новинки, которые появятся на дорогах России в самое ближайшее время. На выставке состоялась презентация нового рефрижератора от официального партнера форума - группы компаний «Альфа», а также свои образцы автомобилей представили выставочные партнеры: компании «Луидор», «ФН машины», «Pilipchuk Group» и Автомобильный завод «Чайка-Сервис».