В ТПП Ростовской области директор Института креативных индустрий Донского государственного университета Анита Цой провела круглый стол

20 февраля в ТПП Ростовской области прошло заседание Комитета по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры совместно с Институтом креативных индустрий Донского государственного университета и его директором Анитой Цой. 

Круглый стол, проходивший в Торгово-промышленной палате, не смог вместить всех желающих обсудить перспективы и проблематику развития креативных индустрий.  Будучи профессионалом с огромным системным опытом, Анита Цой рассказала о своем видении креативной специализации ростовского региона и о том, где сосредоточены точки роста в контексте федеральных трендов КИ.

Экономика переживает переход в новую фазу, характер которой пока неясен, но уже видны четкие очертания. Появление новых инструментов продаж, таких как маркетплейсы, меняет существующие законы и правила. Новые технологии позволяют продавать товары быстро, дёшево и по всему миру, стирая географические границы. Сегодня творческие идеи развиваются как вирусы, рост конкуренции в сфере маркетинга генерирует новые идеи для заработка. Искусственный интеллект развивается с невероятной скоростью, простые профессии, несмотря на свою важность, утрачивают привлекательность. Вместе с тем, творчество, нестандартный подход к решению задач, уникальность – становятся наиболее востребованными. При этом творческим профессиям на помощь приходит ИИ, который может заменить простейшие операции, но не креативное мышление.

Если раньше творчество занимало место развлечения и существовало лишь для досуга и как сфера культуры, то сегодня оно становится механизмом продвижения любых товаров и услуг. Креативные индустрии выходят на уровень непосредственного взаимодействия с производством и наукой. Анита Цой привела в пример ряд наиболее востребованных профессий будущего, тесно связанных с творческим подходом. Например, режиссер для привлечения клиентов на винодельческую ферму.  Используя профессиональные навыки иммерсивного театра, можно повысить продажи и удержать туристов, используя преимущества местоположения и качества продукции. С учетом жесткого регулирования рекламного контента и постоянным ростом конкурентов эта сфера маркетинга будет только расти в своей привлекательности.

Сфера общепита и туризма наиболее подходят для реализации нестандартных и смелых проектов. Об этом свидетельствовали и те примеры, которые привели участники круглого стола, рассказывая о своих бизнес-стартапах в сфере КИ, будь то уличные постановки, уникальные сладости с доставкой на дом или приложение - путеводитель по ресторанам и кафе.

Еще один важный фактор развития креативных индустрий – это создание смыслов с учетом ценностных ориентиров и вековых традиций региона, уверена Марина Шеина, заместитель генерального директора - руководитель центра спецпроектов и планирования Медиа Группы деловых изданий «Бизнес и точка" РБК Юг, Деловая газета Юг, Ведомости Юг.

Такого же мнения придерживается Татьяна Медина, директор Арт-фэшн проекта  «Мода Колос», который  является членской организацией  ТПП Ростовской области и партнером Альянса бизнес структур стран АСЕАН. Сфера деятельности проекта – устойчивая мода,  которая  выступает за отказ от загрязнения окружающей среды в любом виде. В этом году проект решил поддержать волонтерское движение России по спасению Черного моря! Для этого среди детей пройдет конкурс рисунков, посвященных спасению уникальной экосистемы. Лучшие из них украсят майки и платья коллекций российских дизайнеров, которые примут участие в летнем  показе мод на Красной Поляне. По мнению спикера, мода – это смыслы, прежде всего. Мода - это гармония с природой и собой, это то, что меняет мир к лучшему и заражает своей притягательностью. Важно с самого детства  прививать детям здоровое отношение к моде.

Анита Цой - сторонник концептуальной моды, которая превращает одежду из утилитарного предмета в философский концепт и акцентирует внимание на индивидуальности и самовыражении через одежду. Она также выступает за сохранение экологии и популяризацию эко-проектов через креативный сектор. Она поддержала желание ростовских предпринимателей в желании создавать смысловые проекты, которые будут не только привлекательными, но и социально ориентированными.

Тему производства смыслов продолжил Дмитрий Цупко, режиссёр независимых театральных проектов. Он рассказал о негосударственном театре «Линии». Народный артист России Сергей Безруков похвалил театр, сказав, что он похож на знаменитую «Табакерку» Олега Табакова: это студийная мастерская, в которой происходит настоящее искусство. Театр получил высокую оценку и других профессионалов, публика раскупает билеты за несколько недель. Вместе с тем, несмотря на признание и любовь, независимый театр, конечно же, нуждается в поддержке. Дмитрий Цупко обратил внимание коллег на то, что культурные проекты в двух российских столицах намного быстрее находят деловых партнеров, а в Ростове театральное искусство не рассматривается как бизнес даже на понятийном уровне.

Вопрос успешной монетизации проектов напрямую зависит от господдержки стартапов в сфере КИ, уверены участники круглого стола. О том, какую работу в этом направлении ведет город, рассказала Ирина Кравцова, заместитель директора департамента экономики города Ростова-на-Дону. Уже два года подряд проходит акселератор в сфере креативных индустрий, под крышей ЦРП «Новый Ростов» для ростовских брендов организуются показы мод с бесплатным участием.

О развитии ИT-отрасли рассказал Сергей Хомяков, соучредитель ООО «Интернет-Фрегат». Продолжил тему технологического развития креативного сектора председатель правления фонда «Медиапарк-ДГТУ» Георгий Кудинов. Он был одним из инициаторов создания уникальной площадки развития креативного кластера в стенах ДГТУ. Его неоценимый вклад в создание первого и единственного в России Института креативных индустрий ДГТУ трижды отметила Анита Цой. По ее словам, он во многом опередил время и прежде других увидел потенциал развития креативного сектора. Георгий Кудинов рассказал о проектах, многие из которых были успешно реализованы в других регионах, а не в Ростовской области. Участники круглого стола попытались общими усилиями выявить наиболее ощутимые препятствия в региональном секторе КИ. Они обсудили необходимые меры поддержки и обозначили возможные ориентиры специализации четырех приоритетных направлений, среди которых: ИТ-технологии, мода, гастрономия и искусство.

В ходе общения с Анитой Цой рождались новые творческие проекты и решения для креативных бизнесов. В какой-то момент создалось ощущение, что Ростов-на-Дону имеет все возможности стать креативной столицей страны. Как отметила Анита Цой,  Донской край вмещает в себя столько разнообразия культур и традиций, что это отразилось в образе жизни людей, которые издавна славятся своей предприимчивостью, смекалкой,  жизнелюбием и активностью. Она призналась, что Ростовская область стала для нее родным регионом, который имеет огромный творческий потенциал. В меру своих сил и возможностей она будет помогать развивать региональный сектор КИ, в том числе и для того, чтобы будущие выпускники ее института могли легко и успешно трудоустроиться не только в столицах, но и у себя на родине.

Подводя итог встречи, вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова отметила значимость и эффективность такой профессиональной дискуссии и предложила коллегам направлять свои предложения по развитию КИ в адрес Комитета по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры. Его председатель Оксана Коростиева отметила, что на этапе  формирования  стратегии развития креативных индустрий региона, важно сгенерировать и проработать стратегические цели с учетом мнения бизнес-сообщества.

                                                             Ирина Фомина, пресс-служба ТПП Ростовской области