XIV Всероссийский форум деловых СМИ: нюансы маркировки рекламы в интернете

Один из основных вопросов, который сейчас волнует российское бизнес-сообщество в связи с принятием поправок к ФЗ «О рекламе», касающихся  маркировки рекламы в интернете: «Что считать рекламой, а что – нет?». В рамках XIV Всероссийского форума деловых СМИ прошла секция, организованная совместно с газетой «Экономика и жизнь», на тему: «Правовые основы и нюансы маркировки рекламы в интернете».

Модератором секции выступила Татьяна Иванова, главный редактор газеты «Экономика и жизнь».

По мнению Дмитрия Григорьева, директора юридического департамента Европейской медиагруппы, сопредседателя Ассоциации «Рекламное право», новый закон достаточно подробно описывает все случаи, что является рекламой, а что – нет, главный тезис остался неизменным: реклама – это платная коммуникация. Однако есть определенные нюансы, в том числе, связанные сугубо с интернетом. Эксперт привел несколько примеров.

Первый: если рекламная компания выигрывает тендер у госоргана на его продвижение – это по известным причинам нельзя считать рекламой. Второй: если вы размещаете информацию о ваших товарах и/или услугах на ваших же ресурсах – это тоже нельзя считать рекламой. Здесь можно привести офлайн пример, когда покупатель заходит в магазин, где товары представлены на витринах. Третий: надо ли маркировать пресс-релизы, даже если в них на ряду с событийной информацией содержатся подробные сведения о бренде, товарах и/или услугах, их преимуществах? В данном случае ответственность падает на издание, которому отправляется релиз, и которое по своему усмотрению может опубликовать или убрать из него рекламную информацию, оставив только событийную. Четвертый: стоит ли считать объявления о вакансиях рекламой, ведь там есть сведения о работодателе? Здесь вопрос интерпретации, что именно содержится в объявлении, имеется ли в ней прямая рекламная информация, зазывающая соискателей выбирать, например, только этого работодателя?

Со своей стороны, Татьяна Никитина, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России рассказала о работе ведомства по разъяснению бизнесу тонкостей по работе с рекламным контентом в интернете и интерпретации нового закона. Прежде всего, она рекомендует компаниям внимательно ознакомиться со всеми нововведениями и быть более открытыми к регулятору по части порядков размещения рекламных объявлений в интернете. В противном случае, ФАС оставляет за собой право штрафовать недобросовестных рекламодателей.

По ее словам, компании сами должны для себя понять, что является рекламой в своем контенте, а что – нет. Она также посоветовала бизнесу для понимания рекламных интернет-механизмов искать аналогии в офлайне. Например, «пейте молоко, оно полезно для костей» - вряд ли можно считать рекламой и это не маркируется. Однако объявления типа «пейте молоко такого-то бренда, оно полезно для костей» являются рекламой и требуют маркировки.

По ее словам, стоит помнить классическую фразу о том, что реклама – двигатель торговли. А почему и зачем? Ответ: чтобы продать товар.

Здесь есть также некоторые особенности. Например, если в объявлении содержится логотип, телефон, отсылка на сайт производителя или продавца – это явная реклама и требует маркировки. Если же информации о товаре нейтральная, описывает характеристики без явной отсылки на их преимущества перед другими товарами – это скорее аналитика или обзор товара или услуг и не требует маркировки.

О практических аспектах рекламной индустрии и работы по новому закону рассказали на секции Михаил Нюсхаев, старший менеджер проектов рекламной коммерции OZON, Павел Клундук, руководитель управления по вопросам СМИ, рекламы и деятельности в сети интернет Юридического департамента ТАСС, Екатерина Атаян, заместитель руководителя договорно-судебного отдела медиахолдинга «РБК».

Далее состоялось активное обсуждение, в ходе которого, в частности, обсуждалась инициатива Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций о выведении из-под действия закона о маркировке рекламы в интернете зарегистрированных СМИ, поскольку по существующему законодательству государственные органы не имеют права требовать от налогоплательщика (в данном случае, зарегистрированных медиакомпаний) информацию, которая уже предоставлена в иные государственные органы. 

 

Параллельно в рамках форума прошли еще три рабочие секции. Мероприятие завершилось торжественной церемонией награждения победителей XXIX Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России». 

 

Пресс-служба ТПП РФ, Т. Абдуллаев

Видео