ПМЭФ-2023. Эксперты ТПП РФ приняли участие в VII Российском форуме малого и среднего предпринимательства

14 июня председатель Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием Дмитрий Сытин провел сессию VII Российского форума малого и среднего предпринимательства в рамках ПМЭФ-2023 под названием «Как стать поставщиком крупных госкомпаний и принять участие в программе «выращивания». В сессии принял участие директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Денис Дыбов.

Госкомпании проявляют все больший интерес к инструменту выращивания своих поставщиков из числа малого и среднего бизнеса на фоне ухода с рынка иностранных игроков. 27 компаний с госучастием планируют утвердить программы по развитию подрядчиков в этом году. Инструмент предполагает, что госкомпании могут реализовывать индивидуальные программы развития поставщиков, в том числе оказывать им финансовую, правовую, методическую поддержку.

Участники сессии ответили на такие вопросы, как: где искать объявления и что нужно знать? Каковы основные требования к участникам закупок? Где их искать, как защитить свои права, где узнать запрос госкомпаний и график встреч с потенциальными поставщиками? Что дает правительственная квота закупки у МСП в 25%? Закупки малого объема: в прошлом году общая сумма закупок малого объема (до 500 тысяч рублей) выросла почти вдвое, превысив 375 млрд рублей. Интерес малого и особенно микробизнеса обусловлен упрощенными требованиями к ним и отсутствием лишней бюрократии. Как их найти и что нужно знать при участии?

«После введения санкций большое количество иностранных поставщиков и производителей ушли с российского рынка, и еще более остро возникла потребность в развитии собственных технологических и профессиональных компетенций. Как известно, для принятия решения об инвестировании или развитии бизнеса учитываются три ключевых составляющих: это наличие рынка сбыта, наличие дешевых финансовых ресурсов и профессиональных компетенций.  Государственные закупки, которые часто используются в качестве инструментов развития, обычно являются стимулятором спроса, но не дают гарантий сбыта», - отметил Дмитрий Сытин.

По его словам, часто у малого бизнеса не хватает собственных ресурсов и компетенций, а решения о развитии малый бизнес принимает, когда он уверен в успехе. Для поддержки инвестирования и развития государство создало несколько инструментов. Основными из них являются механизм выращивания и механизм офсетных контрактов. Госкомпании проявляют все больший интерес к программам выращивания. Инструмент выращивания предполагает, что компании с госучастием могут по индивидуальному плану помогать малому бизнесу, в том числе финансовыми ресурсами, а также оказывать правовую и методологическую поддержку с участием корпорации МСП. Где малому бизнесу искать информацию, что нужно знать о программах выращивания, станут ли эти инструменты реальным механизмом и драйвером развития производственного бизнеса среди субъектов МСП.

Как отметили участники форума,  малый и средний бизнес не всегда адекватно адаптируется к новым вызовам. Безусловно, в нынешней конфигурации он не может освоить ту огромную рыночную нишу, которая возникла после ухода иностранных компаний. Решением являются программа выращивания и офсеты. Как работает этот механизм, и какие существуют сложности?

Первое: офсет и доращивание должны приводить к созданию только импортозамещающих продуктов, поэтому нельзя создавать такую ситуацию, когда дорощенные компании станут конкурировать с обычными компаниями с улицы, которые и так производят эти продукты. В принципе рынок достаточно большой, объемы закупок госкомпаний около 23 трлн рублей, и в нем минимум 13% импорта.

Второе: надо избежать аффилированности. Сложно  представить ситуацию, когда крупная госкомпания доращивает производителя, инвестирует в него деньги, а потом он проигрывает тендер или конкурс компании с улицы. Что после этого делать менеджеру госкорпорации? Здесь очень важно обеспечить нейтральность, чтобы не было монополизации рынка. Еще один важный, на мой взгляд, момент – надо продвигаться на рынок не только госкорпораций, но и крупного бизнеса. Надо убедить их поддержать инициативу, потому что это огромный рынок – это минимум 85 трлн. рублей закупок, из которых импорта 37%, и это тоже поле для офсета.

Предметом офсетного контракта должна быть инновационная продукция, уверены участники форума. Если результатом офсетного контракта будет закупка того вида продукции, который уже существует, активно реализуется и может быть приобретён компанией на конкурсной основе, это не будет иметь смысла и фактически создаст неравные конкурентные условия для тех, кто на этом рынке уже работает.

Второй вопрос – в обеспечении конкуренции при подписании и разыгрывании офсетного договора. Многие заказчики ведут предварительные переговоры с потенциальными инвесторами   для определения лучших условий на приобретение нужной продукции — важно, чтобы эти переговоры не превращались в сговор с заказчиками. Компании получают от Корпорации МСП большой объем материалов, связанных с этим вопросом, анализируют и предпринимают соответствующие решения.

223-ФЗ не определяет понятие офсетного контракта и дает достаточно большую свободу корпорациям при заключении таких контрактов. Фактически, в своих положениях о закупках они сами определяют, каким образом формируются эти условия. Но для бизнеса важным кажется условие срока этого договора. Он должен быть достаточно долгосрочным, чтобы не создать монополизацию того или иного рынка компанией, выигравшей этот офсетный договор. Можно по аналогии с 44-ФЗ определить срок в 10 лет. Но сегодня у корпораций это право никто не отменяет. Принципы офсетного договора должны быть прописаны, потому что белых пятен здесь много.

 

Фото: П.Бедняков/РИА Новости, С.Кулаков/Росконгресс

 

Пресс-служба ТПП РФ, Т.Абдуллаев