XV Форум деловых СМИ. Платформенные медиа: вызов журналистике?

10 апреля региональные журналисты совместно с экспертами МГУ им. Ломоносова провели секцию в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ «Платформенные медиа: вызов журналистике и СМИ?».

По мнению модератора, декана факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, члена Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, Елены Вартановой, основная угроза для традиционных медиа – отсутствие госрегулирования контента в платформенных медиа, падение его качества, что делает их гораздо менее конкурентными. А это в свою очередь «отпугивает» рекламодателей. 

«Нам нужно повышать общий уровень культуры общества через повышение качества журналистики. Это следует поддерживать на государственном уровне, как мы поддерживаем театры и образование», - полагает Елена Вартанова. 

Андрей Вырковский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, рассказал о парадоксах развития современных платформенных медиа. Основной вопрос – это порядок их классификации. «Учитывая совершенно разную специфику платформенных медиа, имеет ли вообще смысл их классифицировать?», - отметил он. Непонятно и как некоторые блоггеры набирают по 30-50 млн подписчиков в год с таким низким и разноформатным контентом? Эта область до конца не изучена, считает эксперт. 

При этом до конца не понятна связь аудитории и таких каналов. При такой огромной аудитории, она, зачастую, практически не откликается на контент, не ставит «лайки» и не пишет комментарии своему кумиру. Получается, что, с одной стороны, у медиаплатформ  глубоко не изучена бизнес-модель, в сравнении с традиционными СМИ, где она прозрачна и более понятна рекламодателям. С другой стороны - блогеры зарабатывают огромные деньги на своих постах.  

Доклад «Трехсторонние рынки: математическая модель экономики медиаплатформ»  представил Сергей Вартанов, профессор Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова и Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ. Он также напомнил, что у медиаплатформ отличается рекламная и медиакоммуникационная модель. Так, ее доля сегодня в общем объеме рекламного медиа рынка составляет до 80%.

Анна Тышецкая, директор Филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, поделилась своим исследованием «"Яндекс" и VK: от платформы к цифровой национальной медиаэкосистеме». По ее мнению, сегодня новый мировой и российский тренд заключается в развитии медиаплатформ и создании под них экосистем, включающих образовательные, развлекательные, коммуникационные и другие продукты. Все идет к тому, что все больше пользователей готовы платить за дополнительные сервисы с разнообразным контентом. И главная цель компаний, создающих эти услуги – монополизация рынка, привлечение рекламодателей и наращивание платежеспособной аудитории.    

Глава редакционной коллегии информационного агентства URA.RU Михаил Вьюгин поделился практическим опытом использования редакцией искусственного интеллекта (ИИ). С одной стороны, журналисты разочарованы в возможностях цифровых помощников, с другой - продолжают их эффективно использовать в самых разных направлениях. Главная мысль эксперта – ИИ никогда не заменит живого журналиста, однако некоторые задачи он выполняет с большей скоростью и эффективностью. Например, генерация изображений, расшифровка аудио, написание коротких заметок, распознание инноагентов в больших текстах. Однако более глубокие, аналитические тексты ИИ пока пишет плохо. Здесь скорее может идти речь о поиске справочной информации или распознании алгоритмов медиаплатформ для более эффективного поиска трендовых тем для журналистских материалов.  

Денис Дунас, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, выступил с темой «Контент молодежных онлайн-сообществ и ценностно-мировоззренческие взгляды аудитории». В исследовании было выделено 26 метанарративов, на которые оказывают влияние разные СМИ и медиаплатформы. Одна из главных тенденций - некоторые из этих культурно-ценностных пунктов противоречат друг другу, что следует учитывать традиционным медиа в своей рекламной стратегии. 

 

XV Форум деловых СМИ прошел в международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» и завершился торжественной церемонией награждения победителей XXX юбилейного конкурса «Экономическое возрождение России» по итогам 2023 года. Мероприятие проводится Торгово-промышленной палатой РФ и Союзом журналистов России.

 

Пресс-служба ТПП РФ, Т. Абдуллаев

Видео